Факторы финансового контроля

Факторы, влияющие на эффективность внутреннего финансового контроля

Эффективность внутреннего финансового контроля зависит от многих факторов. Среди них внешние, которые определяются ситуацией в стране и обусловленные влиянием внешней среды, и внутренние, которые обусловлены организацией планирования на самом предприятии.

К внешним факторам, определяющим среду внутреннего финансового контроля на предприятии, относятся:

— уровень развития экономики;

развитие законодательной базы;

налоговая политика государства;

соблюдение действующего законодательства и работа с внешними органами контроля;

риск, присущий деятельности данного предприятия, и ряд других факторов.

К внутренним относятся:

1. Наличие соответствующей методологической и методической базы разработки, контроля и анализа деятельности предприятия.

. Наличие квалифицированных работников управленческих служб для применения этой методологии на практике.

. Наличие соответствующей количественной информации о деятельности предприятия для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных ценностей и финансовых потоков, его основные хозяйственные операции.

Для этого на предприятии должны существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа внутрифирменных планов.

. Наличие соответствующей организационной структуры на предприятии.

Понятие организационной структуры включает в себя:

количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит внутренний финансовый контроль;

совокупность структурных подразделений, являющихся объектами контроля, то есть теми центрами ответственности, которым назначается план и которые ответственны за его исполнение.

. Наличие соответствующей системы управления внутренним финансовым контролем. Система управления — это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждом этапе внутреннего финансового контроля. Так как процесс контроля является непрерывным и повторяющимся, в соответствующие сроки в аппарат управления из структурных подразделений должна поступать учетная информация, необходимая для его обеспечения.

. Для организации эффективного внутреннего финансового контроля необходимо наличие внутреннего документооборота, т.е. совокупности регулярных, закрепленных в соответствующих нормативных актах и инструкциях.

. Наличие современных информационных технологий внутреннего финансового контроля. На средних и крупных предприятиях организация внутреннего финансового контроля предполагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В процессе контроля уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств. [33.С.34]

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Для эффективного внутреннего финансового контроля важно не только содержание плана, но и организация его разработки. На организацию внутреннего финансового контроля на предприятии, кроме вышеуказанных факторов, влияют также макро- и микроэкономические факторы хозяйственной деятельности предприятия.

http://www.finagood.ru/fgos-495-1.html

Тема 7. Финансовый контроль

Содержание и значение финансового контроля. Специфика, объекты и сферы применения финансового контроля. Задачи финансового контроля и его роль в повышении эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организация финансового контроля: формы, виды, методы. Органы общегосударственного контроля.

Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль — неотъемлема составная часть процесса управления финансами. Он обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль — законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров — аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

Финансовый контроль включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования фонда денежных средств, оценку экономической эффективности финансовых хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Таким образом, финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

— содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

— выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

— содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

— обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов (в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам);

— содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе, по валютным операциям.

Финансовый контроль выполняет следующие функции:

— проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);

— проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;

-проверка соблюдения правил учета и отчетности.

Виды финансового контроля.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают такие виды финансового контроля: общегосударственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский.

Методы проведения финансового контроля.

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

1. Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

Читайте так же:  Налоги пенсионерам на имущество и землю

2. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок — по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

3. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофактор-ным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т. д.

4. Ревизия — метод документального контроля за финансово -хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.

• комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;

• частичные (охватывают лишь ее отдельные стороны);

• тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);

• плановые и внеплановые;

• сплошные и выборочные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов).

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.

5. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

6. Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия — клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на

1. Счетную палату Российской Федерации,

Счетная палата Российской Федерации (далее — Счетная палата) является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Задачами Счетной палаты являются:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

2. Центральный банк Российской Федерации,

К основным функциям ЦБ РФ относятся:

— монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения,

— функция финансового агента, банкира Правительства,

— финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»),

— кредитно-денежное регулирование и банковский надзор.

3. Министерство финансов Российской Федерации

4. Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерацииправоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов.

5. Федеральная налоговая служба.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

На ФТС возложены следующие основные функции:

— ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.),

— выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела,

— определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля,

Читайте так же:  Форма протокол о выплате дивидендов

— классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств,

— правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела,

— некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности.

Особо выделяется функция взимания таможенных платежей — таможенных пошлин и таможенных сборов. Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета.

Контрольно — ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11028 — | 7454 — или читать все.

http://studopedia.ru/7_25113_tema—finansoviy-kontrol.html

Сущность, виды и функции финансового контроля.

Финансовый контроль

– законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Целью

финансового контроля является своевременное выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой политики на макро- и микроуровне, выявление финансовых правонарушений и принятие своевременных мер по их устранению (предотвращению) и недопущению впредь.

Система финансового контроля

представляет собой совокупность отраслей, видов и форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий.

Отрасли финансового контроля включают:

1) государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам: бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, денежно-валютный, банковский, страховой, инвестиционный и др.;

2) негосударственный финансовый контроль, в том числе по следующим его видам: внутрихозяйственный, аудиторский и общественный контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств. Формы финансового контроля характеризуют внешние особенности видов контроля и контрольной деятельности. Такими формами являются предварительный, текущий (оперативный) и последующий, внешний и внутренний, камеральный и выездной контроль и т.д.

Государственный финансовый контроль

представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

Негосударственный финансовый контроль включает в себя:

аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.

Аудиторский контроль представляет

собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. В международной практике аудита в настоящее время выделяют: операционный аудит, представляющий собой проверку функционирования отдельных частей хозяйственного механизма организации в целях оценки их эффективности, надежности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает проверку соблюдения норм законодательных актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчетности, который проводится для того, чтобы оп-ределить, согласуется ли учетная и отчетная информация с общепринятыми правилами бухгалтерского учета.

Внутрихозяйственный контроль

осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутри хозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.

К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов.

К функциям финансового контроля относятся:

1) анализ – включает в себя спектр действий по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов); анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц);

2) корректировка – включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля;

3) предупредительная функция – состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок.

В современных условиях приоритетным направлением является предупредительная функция, направленная на профилактику нарушений и злоупотреблений, совершенствование средств предупреждения нарушений, оперативное реагирование на неправомерное поведение с целью предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений, пресечение этих действий, выявление виновных.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/15_28494_sushchnost-vidi-i-funktsii-finansovogo-kontrolya.html

Финансовый контроль

Финансовый контрольпредставляет собой специфическую деятельность, направленную на проверку обоснованности стоимостного распределения валового общественного продукта по соответствующим фондам денежных средств и их расходование на определенные цели.

Читайте так же:  Налог на недвижимость в молдове

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам, как экономической категории присуща контрольная функция.

Специфика финансового контролясостоит в том, что он осуществляется в денежной форме. Его непосредственным объектом являютсяпроцессы формирования доходов и накоплений, создание и использование денежных фондов.

Сфера действия финансового контроля часто может совпадать с другими видами контроля: административным, правовым, социальным, техническим, политическим.

Проведение государственного финансового контроля осуществляется с обязательным соблюдением принципов независимости, объективности, достоверности, прозрачности, компетентности, гласности с учетом обеспечения режима секретности.

Основные задачи финансового контроля, в которых раскрывается его содержание:

1) проверка выполнения финансовых обязанностей перед госу-

дарством, организациями и населением;

2) проверка правильности использования хозяйствующими

субъектами находящихся в их распоряжении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных средств);

3) проверка соблюдения правил совершения финансовых опера-

ций, расчетов и хранения денежных средств хозяйствующими субъектами;

4) выявление внутренних резервов производства;

4) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисци-

Классификация финансового контроля основана на различиях в субъектах, времени проведения контрольных действий, приемах (способах) проведения контроля. Исходя из этих признаков финансовый контроль подразделяется по трем направлениям: видам, формам, методам его осуществления.

В зависимости от субъектов (органов или организаций, осуществляющих контроль) выделяются следующие виды финансового контроля (см. схему 4).

Видео (кликните для воспроизведения).

Государственный финансовый контроль – это проверка и анализ соблюдения объектами контроля бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан с целью выявления, устранения и недопущения нарушений.

Государственный финансовый контроль подразделяется на:

1) внутренний и внешний в зависимости от органа, который его осуществляет;

2) проводимый на республиканском и местном уровне государственного управления в зависимости от соответствующего уровня бюджета.

Внешний контроль – государственный финансовый контроль, осуществ-ляемый Счетным комитетом по контролю за исполнением республикан ского бюджета и ревизионными комиссиями Маслихатов.

Схема 4. Классификации финансового контроля по видам

Ф и н а н с о в ы й к о н т р о л ь
О б щ е г о с у д а р с т в е н н ы й О б щ е с т в е н н ы й
Государственный Ведомственный Контроль общественных организаций, профсоюзных, партийных, массовых движений, научно-тех-нических, культурно-просвети-тельных, спортивных, творческих, ветеранских, различных фондов
Внешний Внутренний Внутриведомственный
П а р л а м е н т с к и й (депутатский) к о н т р о л ь
А У Д И Т О Р С К И Й К О Н Т Р О Л Ь

Внешний контроль осуществляется:

1) на республиканском уровне – Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета;

2) на местном уровне – ревизионными комиссиями Маслихатов.

Внутренний контроль – государственный финансовый контроль, осуществля-емый центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля.

Внутренний контроль осуществляется центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля.

Объекты государственного финансового контроля – Правительство Республики Казахстан, местные исполнительные органы, государственные органы, ответственные за взимание и контроль поступлений в бюджет, государственные учреждения, финансируемые из республиканского и местных бюджетов, их подведомственные организации, получатели бюджетных средств, физические и юридические лица, использующие гранты, активы государства, гарантированные государством займы.

Государственный финансовый контроль подразделяется на следующие типы:

1) контроль на соответствие;

2) контроль финансовойотчетности;

3) контроль эффективности.

Государственный финансовый контроль осуществляется в следующих видах:

1) комплексный контроль – проверка и оценка деятельности объекта государственного финансового контроля за конкретный период сплошным методом;

2) тематический контроль – проверка и оценка деятельности объекта государственного финансового контроля по отдельным вопросам за конкретный период сплошным методом;

3) встречный контроль – контроль третьих лиц, связанный с необходимостью получения информации в отношении объекта контроля, который заключается в сопоставлении документов, связанных между собой единством операций.

4) совместный контроль – контроль, проводимый органами государственного финансового контроля совместно с другими государственными органами.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется в пределах полномочий отдельного министерства, ведомства за деятельностью входящих в их систему (подчиненных, курируемых, подведомственных) предприятий, организаций, учреждений.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйст-венный контроль, то есть контроль, осуществляемый на конкретных хозяйствующих субъектах (фирмах, компаниях, организациях, уч-реждениях).

В зависимости от времени проведения финансовый контроль может быть предварительным, текущим и последующим. Такие формы контроля свойственны деятельности большинства контро-лирующих органов.

Аудиторский контроль – проверка состояния финансово-хозяйст-венной деятельности на основе договора (контракта), заключаемого не-зависимой аудиторской фирмой и владельцем (собственником) предпри-ятия, компании, банка, страховой компании.

Аудит проводится по следующим последовательным стадиям:

1) планирование (с внутренней систематизацией действия сторон);

2) получение информации об объекте аудита и ее оценка;

3) разработка подхода к процедуре аудита и подготовка программы;

4) проверка и тесты систем контроля;

5) проведение процедур аудита;

6) формирование аудиторского заключения.

Выделяется также внутренний аудит – неотъемлемая часть системы внутреннего контроля предприятия, компании, фирмы. Объектом внутреннего аудита может быть финансовая, производственная, снабженческая и другие виды деятельности.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: особенностей форм деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль, от объекта и цели контроля, основания возникновения контрольного действия.

Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности, счетная проверка), обследования, рассмотрение проектов финпланов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информация должностных лиц и др. Каждый из этих методов подразделяется на более частные способы, позволяющие решать промежуточные задачи. Например, в документальной ревизии используются такие способы, как встречная проверка документов, инвентаризация денежных средств и материальных ценностей, восстановление количественного учета, контрольное сличение и другие.

Эффективность финансового контроля во многом определяется его рациональной организацией: четкого определения субъектов контроля, их прав и обязанностей, сочетания форм и методов проведения финансового контроля.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления: Аппарат Президента, Парламент, Правительство Республики Казахстан, местные представительные органы (собрания депутатов) органы местных администраций.

Читайте так же:  Какие нужны документы для подачи налогового вычета

К органам, осуществляющим общегосударственный контроль, также относятся Министерство финансов, Министерство экономики и бюджетного планирования, Национальный банк Республики Казахстан.

Систему органов государственного финансового контроля составляют:

1) Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета;

2) ревизионные комиссии маслихатов;

2. 3) уполномоченный Правительством Республики Казахстан

орган по внутреннему контролю – Комитет финансового контроля и государственных закупок Министерства финансов;

4) службы внутреннего контроля центральных государственных органов;

3. 5) службы внутреннего контроля местных исполнительных

органов области, города республиканского значения, столицы.

Представительные органы (маслихаты – собрания депутатов) всех ступеней осуществляют финансовый контроль в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении.

Государственный контроль, в пределах своих полномочий, осуществляют органы Казначейства.

Налоговые и финансовые органы осуществляют контроль, наря-ду с выполнением своей основный работы – управлением доходами и расходами государства (региона).

Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства и ведомства республики в отношении подчиненных им предприятий, организаций и учреждений.

Внутрихозяйственный контроль осуществляют структурные подразделения хозяйствующих субъектов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие исходные основы принимаются при разработке финансовой политики?

2. Сформулируйте понятие «финансовая политика», ее содержание

3. С какой целью в практику хозяйствования введено понятие финансовый механизм?

4. Сформулируйте понятие финансового механизма, раскройте его структуру.

5. Покажите этапность в проведении финансовой политики на примере определенного государства.

6. В чем состоят особенности финансового политики Казахстана, в начальный период его самостоятельного развития?

7. Как определяется понятие фискальной политики и какие имеются ее виды?

8. В чем состоит цель финансовой политики в Казахстане в современный период?

9. Какие задачи решаются финансовой политикой и основные принципы ее осуществления?

10. Перечислите известные вам финансовые инструменты, применяемые на разных уровнях управления экономикой.

11. Сформулируйте определение понятия «управление финансами».

12. Перечислите основные принципы управления финансами.

13. В чем состоит научный подход в управлении финансами?

14. Охарактеризуйте основные элементы управления финансами.

15. Назовите органы по стратегическому управлению финансами и их основ

ные функции в этом процессе.

16. Роль и функции Министерства финансов.

17. Роль областных, городских и районных финансовых органов в решении задач социально-экономического развития.

18. Изложите структуру управления налоговой службы Казахстана.

19. Какие особенности управления финансами хозяйствующих субъектов?

20. В чем необходимость применения автоматизированных систем управления

21. В чем заключаются особенности автоматизации управления финансами

22. В чем состоят особенности финансового планирования?

23. Что является объектом финансового планирования?

24. Каковы задача и цели финансового планирования?

25. В чем отличие планирования и прогнозирования?

26. Что такое индикативное планирование?

27. Охарактеризуйте принципы финансового планирования

28. Какие методы применяются в финансовом планировании?

29. Какие имеются этапы при осуществлении процесса финансового плани-

30. Что представляет собой система финансовых планов?

31. Приведите перечень основных видов финансовых планов и дайте краткую

характеристику каждого из них.

32. Дайте краткую характеристику государственному бюджету как основному

финансовому плану страны.

33. Каковы содержание и структура баланса доходов и расходов хозяйствую-

щего субъекта сферы материального производства?

34. Что представляет собой индивидуальный план финансирования (смета)

35. Сформулируйте определение финансовых показателей.

36. Приведите основные финансовые показатели хозяйствующих субъектов,

37. Что представляют собой нормы, нормативы?

38. В каких направлениях необходимо совершенствовать финансовое плани-

рование и прогнозирование?

39.Назовите важнейшие экономические индикаторы и изложите схему их

40. Почему необходимо правовое регулирование финансовых отноше-ний?

41. Что представляют собой финансово-правовые нормы?

42. Как характеризуется финансово-правовой механизм?

43. Какими методами проводится финансово-правовое регулирование?

44. В чем состоит содержание финансовой деятельности государства и какие

факторы влияют на нее?

45. Охарактеризуйте методы финансовой деятельности государства.

46. Назовите важнейшие законодательные акты Республики Казахстан, регу

лирующие финансовую деятельность.

47. Каким образом проявляется объективная необходимость и субъективная

возможность финансового контроля?

48. Каковы принципы финансового контроля?

49. В чем заключаются задачи финансового контроля?

50. Какова роль финансового контроля в условиях рыночных отношений?

51. Назовите признаки классификации финансового контроля и охарактери

зуйте основные виды контроля?

52. Что такое аудит? Дайте краткую характеристику аудиторской деятельно

53. Перечислите основные методы финансового контроля.

54. Как организован финансовый контроль в Казахстане?

55. Перечислите органы финансового контроля.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9669 — | 7406 — или читать все.

http://studopedia.ru/9_85548_finansoviy-kontrol.html

Особенности финансового контроля

Рассмотрение основных функций финансового контроля: выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств, правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения. Общая характеристика органов финансового контроля, анализ особенностей.

Рубрика Астрономия и космонавтика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 16.01.2014
Размер файла 58,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

финансовый контроль бюджетный доход

Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.

Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др.

Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке. Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Читайте так же:  Добровольная налоговая проверка

Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основное назначение финансового контроля состоит в том, чтобы обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны.

Финансовый контроль призван обеспечивать: * правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения; * соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности; * эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях; * выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств; * успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов; * пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;

* улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Счетная палата как орган финансового контроля

Виды: 1. Выдача лицензий на право осуществлений, банковских операций. 2. Регистрация и проверка уставов банка, соблюдение реестров (подлежат регистрации в ЦБ). 3. Соблюдение экономических нормативов. 4. Контроль за деятельностью банка (отдел отчётности, кассовые операции). 5. Санкции — замена руководителя банка. 6. Ввод внешнего управляющего в банк. 7. Штрафные санкции. 8. Приостановление лицензии. 9. Отзыв лицензии

В соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий государственный финансовый контроль возлагается (субъекты контроля) на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство и Федеральную службу финансово-бюджетного надзора), Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: — содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; — обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; — выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению себестоимости и повышению рентабельности; — содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; — обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов (в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам); — содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе, по валютным операциям. Финансовый контроль выполняет следующие функции: — проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств); — проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы; — проверка соблюдения правил учета и отчетности.

Финансовый контроль, выполняет функцию управления и регулирования всех финансовых взаимоотношений в государстве между его институтами, органами, субъектами финансовой деятельности. Такие его элементы, как субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, принципы контроля, метод (методика) контроля, техника и технология контроля, принятие решения по результатам контроля, оценка эффективности контроля, определяют механизм финансового контроля.

Под формами финансового контроля понимают способы конкретного выражения организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля — предварительный, текущий и последующий. Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия. Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств. Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процесс операций по расходованию и поступлению денежных средств. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски. Последующий финансовый контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности обоснованности. Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

В основе классификации видов, форм и методов финансового контроля лежат признаки, характеризующие определенные связи между объектами классификации.

Для определения видов финансового контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля. В зависимости от определенных признаков классификации выделяют следующие виды финансового контроля (табл. 6.1).

Видео (кликните для воспроизведения).

http://knowledge.allbest.ru/air/3c0b65635a2ad69b4c43a88421316d27_0.html

Факторы финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here