Этапы проведения финансового контроля

Основные этапы проведения государственного финансового контроля

2. Этап 1 ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЯ

3. Стадия 1. Предварительное (первичное) планирование

4. 1. Выбор объекта контроля.Принципы, правила, требования к механизму определения объекта.
Стадия 2. Обследование (предварительный обзор)

5. 1. Знакомство с объектом контроля, понимание его деятельности.
2. Изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта.
Стадия 3. Планирование контроля экономического субъекта.

6. 1. Планирование государственного финансового контроля.
2. Существенность и риск государственного контроля
3. Выборка в государственном финансовом контроле
Этап II. ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЯ

7. Стадия 1. Осуществление контрольных процедур по существу и получение контрольных доказательств.

9. 1. Порядок составления отчета государственного контролера
Стандарты к отчетам государственного контроля разрабатываются согласно разным его видам, объектам и направлениям и должны освещать лишь основные требования к их форме и содержанию (четкость, лаконичность, понятность и т.д.).
2. Дата подписания отчета государственного контроля и отражение в нем событий, произошедших после даты составления отчетности объекта контроля и представления им соответствующей информации.
Этап III. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ Стадия 1. Доведение результатов контроля до заинтересованных лиц 1. Доведение результатов до заинтересованных лиц и последующие действия.
2. Заключение по отзыву (официальному ответу) проверяемых субъектов на акт (отчет, заключение, справку и т.п.) по результатам контроля.
3. Доклад (устная презентация) по результатам государственного контроля.
Стадия 2. Проверка приняия мер по результатам контроля

10. 1. Контроль выполнения принятых решений.

2. Содержание и структура акта ревизии

Акт ревизии состоит из общей (вводной) и основной (описательной) частей

Общая (вводная) часть акта ревизии содержит общие сведения о ревизии и ревизуемом предприятии, что имеет определенное юридическое значение при использовании этого документа в качестве источника доказательств.

Содержание общей (вводной) части акта регламентируется более или менее однообразно для всех ревизий, независимо от их характера, целей и задач.

В общей (вводной) части акта указываются

1.
полное наименование данного документа

3.
место и дату составления акта,

4.
состав ревизионной комиссии (с указанием должности, фамилии, имени и отчества каждого лица, осуществляющего ревизию),

5.
основания и сроки проведения ревизии,

6.
период, за который проводилась ревизия,

7.
полное наименование ревизуемой организации (с указанием реквизитов и идентификационного номера налогоплательщика),

8.
ведомственная принадлежность,

9.
наименование вышестоящей организации,

10.
сведения об учредителях,

11.
основные цели и виды деятельности организации,

12.
имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности,

13.
перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства,

Основные этапы проведения государственного финансового контроля. 3. Стадия 1. Предварительное (первичное) планирование

2. Этап 1 ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЯ

3. Стадия 1. Предварительное (первичное) планирование

4. 1. Выбор объекта контроля.Принципы, правила, требования к механизму определения объекта.
Стадия 2. Обследование (предварительный обзор)

5. 1. Знакомство с объектом контроля, понимание его деятельности.
2. Изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта.
Стадия 3. Планирование контроля экономического субъекта.

6. 1. Планирование государственного финансового контроля.
2. Существенность и риск государственного контроля
3. Выборка в государственном финансовом контроле
Этап II. ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЯ

7. Стадия 1. Осуществление контрольных процедур по существу и получение контрольных доказательств.

9. 1. Порядок составления отчета государственного контролера
Стандарты к отчетам государственного контроля разрабатываются согласно разным его видам, объектам и направлениям и должны освещать лишь основные требования к их форме и содержанию (четкость, лаконичность, понятность и т.д.).
2. Дата подписания отчета государственного контроля и отражение в нем событий, произошедших после даты составления отчетности объекта контроля и представления им соответствующей информации.
Этап III. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ Стадия 1. Доведение результатов контроля до заинтересованных лиц 1. Доведение результатов до заинтересованных лиц и последующие действия.
2. Заключение по отзыву (официальному ответу) проверяемых субъектов на акт (отчет, заключение, справку и т.п.) по результатам контроля.
3. Доклад (устная презентация) по результатам государственного контроля.
Стадия 2. Проверка приняия мер по результатам контроля

10. 1. Контроль выполнения принятых решений.

2. Содержание и структура акта ревизии

Акт ревизии состоит из общей (вводной) и основной (описательной) частей

Общая (вводная) часть акта ревизии содержит общие сведения о ревизии и ревизуемом предприятии, что имеет определенное юридическое значение при использовании этого документа в качестве источника доказательств.

Содержание общей (вводной) части акта регламентируется более или менее однообразно для всех ревизий, независимо от их характера, целей и задач.

В общей (вводной) части акта указываются

1.
полное наименование данного документа

3.
место и дату составления акта,

4.
состав ревизионной комиссии (с указанием должности, фамилии, имени и отчества каждого лица, осуществляющего ревизию),

5.
основания и сроки проведения ревизии,

6.
период, за который проводилась ревизия,

7.
полное наименование ревизуемой организации (с указанием реквизитов и идентификационного номера налогоплательщика),

8.
ведомственная принадлежность,

9.
наименование вышестоящей организации,

10.
сведения об учредителях,

11.
основные цели и виды деятельности организации,

12.
имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности,

13.
перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства,

Порядок проведения внутреннего финансового контроля

Необходимость в организации внутреннего финансового контроля оговорена в статье 19 ФЗ от 6 декабря 2011 года №402. Контроль касается операций, связанных с деятельностью предприятия. Порядок его осуществления оговаривается в учетной политике.

Читайте так же:  Дарение квартиры бывшей жене налог

Цели проведения контроля

Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:

  • Контроль над соблюдением закона в области локальных мероприятий по формированию бюджета и финансовым операциям.
  • Увеличение качества и точности бюджетных отчетов.
  • Повышение отдачи от вложения средств бюджета федерального значения.
  • Повышение качества подготовки документов, связанных с бухучетом.
  • Своевременное и точное заполнение бухгалтерской отчетности.
  • Обеспечение выполнения приказов руководства компании.
  • Исполнение созданных планов по хозяйственной работе.
  • Обеспечение сохранности собственности компании.

Внутренний контроль позволяет своевременно обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно. В перспективе это поможет компании избежать штрафов и санкций.

Разновидности внутреннего контроля

Комплексный контроль включает в себя эти формы проверочных мероприятий:

  1. Предварительный контроль. Выполняется до момента проведения хозяйственной операции. Этот инструмент обеспечивает формирование прогноза относительно итогов операции. Он позволяет решить, стоит ли идти на тот или иной шаг.
  2. Текущий контроль. Включает в себя анализ мероприятий по реализации бюджета, формирование бухгалтерской отчетности, анализ эффективности использования средств. Проверяется соответствие расходов компании ее целям.
  3. Последующий контроль. Осуществляется по результатам реализованных хозяйственных операций. При этом проверяется бухгалтерская документация. Контролируются результаты проведения инвентаризации.

ВАЖНО! Текущий и предварительный контроль можно включить в текущую деятельность сотрудников. Последующий контроль имеет смысл доверить сотруднику, который специализируется именно на контрольных мероприятиях.

ВНИМАНИЕ! Желательно исполнить все виды контрольных мероприятий. Для этого к работе приобщаются подразделения, отдельные сотрудники, специальная комиссия. Однако это возможно только в том случае, если компания располагает соответствующими ресурсами.

Предварительный контроль

Предварительный контроль нужен для принятия решения о проведения операции. Занимаются им руководители компании, заместители, главбухи, представители юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся эти мероприятия:

  • Проверка заполнения финансово-плановых бумаг.
  • Визирование и согласование документации.
  • Проверка договоров.
  • Экспертиза бумаг о расходовании ресурсов компании.

Предварительный контроль включает в себя анализ соответствия соглашений плану деятельности, проверку всех форм отчетности (бюджетная, статистическая и прочая) до момента подписания документов.

Текущий контроль

Текущий контроль включает в себя повседневное исследование расходования средств, заполнения бухгалтерской документации. Состоит из таких мероприятий, как:

  • Анализ расходной документации.
  • Проверка суммы средств, которая находится в кассе.
  • Контроль над полнотой оприходования средств, которые были выданы банковским учреждением.
  • Контроль над долгами дебиторов и задолженностями самой компании.
  • Проверка соответствия аналитического учета с синтетическим учетом.
  • Установление фактического наличия собственности компании.

Текущий контроль проводится регулярно. Осуществляется он представителями отделов бухучета.

Последующий контроль

Осуществляется он после завершения той или иной операции. Предполагает проверку всех сопутствующих документов. Рассмотрим методы последующего контроля:

  • Инвентаризация.
  • Ревизия кассы без предварительной подготовки.
  • Проверка путей использования средств.
  • Анализ имеющихся документов.

Последующий контроль – заключительный этап внутренней проверки. Желательно поручить его специальной комиссии. Состав ее указывается в соответствующем положении. Если требуется, состав можно изменить. В дальнейшем контроль проводится путем плановых и внеплановых проверок.

Основные этапы процесса финансового контроля

1. Планирование, где определяется объект, цели, задачи, формы контроля, показателя по которым будет производиться контроль и оценка

2. Проведение контроля. На этом этапе производится сбор оперативных данных о состоянии объекта контроля и осуществляется их предварительная оценка

3. Систематизация результатов контроля, где полученная информация обобщается и упорядочивается по различным критериям

4. Реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по рез-м контроля решений до всех заинтересованных лиц, а так же выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных недостатков

Принципы финансового контроля

6. Разграничения функций и полномочий

Виды и формы финансового контроля

Виды

1. По субъекту контроля

2. По объекту контроля

Формы контроля

1. По времени проведения контроля

2. Направление воздействия субъекта на объект контроля

3. По месту проведения контроля

4. Полнота охвата проверяемого материала

5. Характер источников контроля

6. Периодичность приведения контроля

7. Полнота охвата проверяемых вопросов

8. Повторяемость изучения источников контроля

Таким образом, совокупность контрольных действий и операций осуществляемых субъектами контроля может быть выражена в различной форме и это будет зависеть от целого ряда факторов

Тема №3 «Государственный бюджет»

Социально-экономическая сущность и функции бюджета, его черты

Состав и структура доходов бюджета, налоговая система

Состав и структура расходов бюджета

Социально-экономическая сущность и функции бюджета, его черты

Бюджетные отношения опосредуют разные направления распределительного процесса и охватывают все уровни хозяйствования. они носят объективный характер, в процессе функционирования бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде страны

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджета страны составляет понятие государственного бюджета

По экономической сущности государственный бюджет это денежных отношения возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения гос. бюджета в связи с образованием и использованием бюджетного фонда который предназначен на финансирование экономики, социально культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления

Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Это единство таких финансовых категорий как налог, государственный кредит и государственные расходы в их действии

Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация средств и их расходование. централизация средств в бюджете имеет важное экономическое и политическое значение. т.к. мобилизуемые доходы служат главным орудием реализации намеченных государством мероприятий. это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономики и соц. развития и осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны

Признаки

1) Государственный бюджет является особой формой (экономической) пере распределительных отношений, обусловленной обособлением части национального дохода в руках государства для удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его территориальных образований

2) С его помощью происходит перераспределение национального дохода между видами экономической деятельности, субъектами страны и сферами общественной деятельности

3) Пропорции бюджетного перераспределения в большей степени определяются потребностями общественного расширенного воспроизводства в соответствии с целями и задачами, стоящими перед обществом на определенном этапе его развития

Читайте так же:  Займ ип от ип налоги

4) Область государственного бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов что обусловлено ключевым положением государственного бюджета по отношению к другим финансовым звеньям

Государственный бюджет утверждается законодательным органом страны и имеет силу закона

Государственный бюджет с точки зрения экономической категории по мнению ряда ученых выполняет 2 функции

1. распределительная (парораспределительная)

В результате выполнения первой функции происходит концентрации денежных средств в руках государства с целью удовлетворения общегосударственных потребностей

Видео (кликните для воспроизведения).

А с помощью второй становится возможным определить на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств и на сколько это эффективно

Как основной финансовый план государства государственный бюджет утверждается законодательным органом власти и экономико-законодательной точки зрения выполняет следующие функции

1) Перераспределение НД и ВВП (через бюджет перераспределяется до 40 % доходов и как правило учитывается наиболее рациональное размещение производственных сил, возможности подъема экономики когда бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций и более эффективному использованию государственных средств

2) Государственное регулирование и стимулирование экономики. В процессе государственного планирования устанавливается наиболее целесообразное взаимоотношение централизованных децентрализованных фондов, определяются размеры государственных ресурсов концентрируемых в финансовых планах предприятий, степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и прежде всего федерального бюджета. Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций и повышения эффективности производства

3) Финансовое обеспечение социальной политики. Важное значение имеет социальная направленность средств, здесь основными приоритетами является поддержка наименее защищенных слоев населения, а так же функционирование учреждений здравоохранения, образования, культуры, решение жилищных проблем.

4) Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. В процессе бюджетного планирования и использования бюджетных средств осуществляется контроль за финансово хозяйственным состоянием в экономике и в условия рынка значение бюджетного контроля по мобилизации и использованию ресурсов усиливается

Функции государственного бюджета проявляются в процессе человеческой деятельности и осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который предполагает конкретную нацеленность на решение экономических и социальных задач

Бюджет имеет следующие состояния

1) дефицит (расходы превышают доходы)

3) нулевой дефицит (доходы=расходы)

4) первоначальный профицит бюджета (превышение доходов над расходами, но без учета расходов по обслуживанию государственного долга)

Бюджет должен обладать реальностью, то есть отражать реальные потребности общества и возможности их удовлетворения

Этапы финансового контроля

Требования к финансовому контролю

Контроль финансов должен быть обеспечен информационно. Данные, используемые в процессе исследования, охватывают собой все характеристики и специфические черты изучаемого объекта. Чаще всего, это отчеты бухгалтерии, балансы, статистика, планово-экономическая информация, данные о состоянии документооборота, а также информация управленческого и финансового учета. Так же разрабатываются стандарты и техническая документация, регламентирующие этапы контрольных действий.

Методические материалы разъясняют и рекомендуют организацию контроля, приемы проведения отдельных этапов. Они содержат инструкции по реализации каждого проверочного шага.

Субъекты, задействованные в контрольных мероприятиях, несут ответственность за предоставляемую к исследованию информацию, а также за результат проверки. В случае нарушения правовых норм определяются различные меры ответственности:

  • административная (понижение в должности, увольнение);
  • гражданско-правовая;
  • уголовная;
  • дисциплинарная.

Проверяющие государственные органы несут дополнительную ответственность за результат проверки, согласно специальному законодательству. В случае, если контролирующие органы нарушают границы своих полномочий, к ним могут применяться различные санкции. Санкции являются инструментом предупреждения нарушений, сокращения злоупотреблений. Меры пресечения применяются в случае неисполнения предписаний закона, нецелевом использовании внебюджетных средств и так далее. Для частных предприятий нарушениями могут являться невыполнение финансовых обязательств перед контрагентами, государством, отказ от предоставления или неполное предоставление документов финансового, управленческого и бухгалтерского учета. Все вышеперечисленные нарушения отмечаются в итоговом документе проверки.

Таким образом, контроль финансов представляет собой упорядоченную деятельность, осуществляемую надзорными органами или уполномоченными лицами согласно установленным правилам и нормам.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Основные этапы финансового контроля

1 Этап планирования — установление объекта, определение целей и задач, определение форм контроля, определение набора количественных и качественных показателей по которым мы намереваемся проводить проверку, оценивать как были реализованы финансовые решения проверяемым субъектом.

2 Этап – проведение контроля, т.е. сбор оперативных данных, которые характеризуют состояние объекта контроля и предварительная оценка этих данных

3 Этап – систематизация результатов контроля – обобщение и упорядочивание информации по определенным критериям и составление своего отчета проверяющего о проведенной проверке.

4 Этап – происходит реализация результатов контроля. Т.е. доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, например, результатом было дочисление налога на прибыль, реализовать-добиться поступления этих сумм в бюджет.

Принципы проведения финансового контроля разрабатывались веками и были оформлены в виде след. Положений: 1. Законность финансового контроля, 2. Независимость, 3. Объективность, 4.Гласность, 5. Ответственность, 6. Разграничение функций и полномочий, 7. Системность финансового контроля.

Информационное обеспечение контроля представляет собой всю информацию, которая используется в процессе контроля, и которая характеризует объект контроля какие-либо специфические черты этого объекта, которые могут быть связанны с отраслевой принадлежностью объекта. Это прежде всего отчетная информации(бух отчеты и балансы), статистическая, планово-экономическая, информация о состоянии документооборота, данные об управленческом, финансовом учете. Надо обращать внимание на качество информации.

Контроль должен также иметь правовое и методическое обеспечение. Правовое — должны быть изданы правовые акты, регулирующие деятельность контрольных органов и порядок проведения. Кроме того, должны существовать стандарты финансового контроля, т.е. утвержденные компетентным органом нормативно-технические документы, устанавливающие нормы, правила по отношению к предмету стандартизации. Должны существовать и исполняться кодексы профессиональной этики (имеет место в аудит. Деятельности) и для контроля необходимы Методические документы, в которых дается разъяснение или рекомендации вопросов организации контроля, приемов проведения отдельных процедур контроля, т.е. разъясняется и описывается процедура, инструкции министерства финансов.

Читайте так же:  Выплаты по процентам по ипотеке налоговый вычет

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйства и субъектов власти, осуществляющих финансовый контроль, а также ответственность их должностных лиц. Если выявляются нарушения норм права, то существуют разные виды ответственности: административная(увольнение, понижение в должности), гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Помимо этого те, кто работает в органах государственной власти, несет дополнительную ответственность, которая предусмотрена в специальном законодательстве. Если участники процесса контроля не исполняют надлежащим образом свои обязанности, то это влечет применение к ним мер принуждения. Например, наложение штрафов, блокировка расходов, изъятие денежных средств, приостановление каких-то операций. Меры принуждения, выраженные в денежной форме называются финансовыми санкциями.

Цель применения финансовых санкций — это сокращение нарушений и предупреждение нарушений. Финансовые санкции можно применять при наличии определенных оснований: неисполнение закона или решения о бюджете или нецелевое использование бюджетных средств, несвоевременное и неполное перечисление денежных средств получателю, непредставление финансовой, бухгалтерской или налоговой отчетности, отклонение от уплаты налогов. Все эти основания должны быть отражены в итогом документе контроля (акт ревизии, акт проверки, заключение по анализу финансово-хозяйственной деятельности).

Контроль финансового планирования

Понятие, цели и задачи финансового контроля

Немаловажным этапом финансового планирования является контроль. Это проверка осуществления и гарантия выполнения финансовых планов для реализации стратегии компании в области финансовой деятельности и предотвращение кризисных ситуаций.

Контроль финансового планирования или финансовый контроль – это комплекс действий и операций по проверке финансовой деятельности предприятия с использованием специфических форм и методов организации такого контроля.

Контроль финансовой деятельности организации осуществляется экономическими подразделениями компании: бухгалтерским и финансовым отделами, службой финансового менеджмента. Они проводят мониторинг финансово-хозяйственной деятельности компании, его филиалов и дочерних организаций.

Целью финансового контроля является выявление правильности и законности финансовой деятельности компании в области формирования, распределения, перераспределения и применения имеющихся в наличии финансовых средств.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Задачи финансового контроля:

  • поддержание сбалансированности между потребностью в финансовых средствах и объемами денежных фондов;
  • обеспечение актуальности и полноты исполнения финансовых обязательств перед федеральным бюджетом;
  • определение резервов роста финансовых ресурсов внутри производства.

Объекты финансового контроля:

  • правильность и своевременность распределения денежных ресурсов в фонды организаций по всем установленным источникам финансирования;
  • следование заданной структуре доходов, учитывая производственные потребности и запросы социальной сферы;
  • рациональность и эффективность применения финансовых средств; своевременность проведения платежей и расчетов; состояние показателей финансовой деятельности предприятия.

Финансовый контроль подразумевает детальную проверку всех сторон финансовой деятельности и распространяется на всех хозяйствующих субъектов. Это связано с тем, что все субъекты осуществляют финансовую деятельность, которая и является предметом финконтроля.

Формы контроля финансового планирования

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Формы финансового контроля – это определенные способы организации контрольных мероприятий. В зависимости от времени проведения контрольных действий различают три формы финансового контроля:

  • предварительный;
  • текущий (оперативный);
  • последующий.

Первая форма финансового контроля осуществляется до выполнения какого-нибудь финансового действия или операции. Предварительный контроль проводится руководящими органами хозяйственного управления и финансов-кредитными организациями. Изучению подвергаются финансовые планы, сметы и другие нормативные документы.

Текущий или оперативный контроль производится в процессе финансовых операций по расходованию и поступлению денежных ресурсов. Эта форма контроля необходима для предотвращения правонарушений в сфере финансовой деятельности и регулирования финансовых рисков. Способами проведения текущего контроля являются визуальное наблюдение, инвентаризация и изучение бухгалтерской документации.

Третий вид финансового контроля проводится после осуществления финансовых операций, чтобы еще раз проверить их законность и целесообразность. Последующий контроль производится посредством анализа отчетов и балансов, а также проведением ревизии на местах (на предприятии).

Финансовый контроль внутри компании охватывает сферы проведения всех финансовых операций, ведения учета и отчетности и соблюдения условий договоров. Для этих целей могут быть образованы временные специальные контрольные подразделения: ревизионные отделы. Некоторые предприятия создают подобные структуры в обязательном порядке. Но на практике функции контроля возлагаются на руководителя фирмы и главного бухгалтера.

Возникает необходимость проведения и независимого финансового контроля. В этом случае он проводится специальными организациями – аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами. Такие компании проводят независимую проверку финансовой отчетности и бухгалтерского учета для установления достоверности.

Этапы проведения контроля финансов

Проверки в ходе финансового контроля могут быть обязательными и инициированными. Государственный контроль осуществляется в части формирования и расходования бюджетных средств. Внутрихозяйственный контроль позволяет рационализировать использование финансовых средств предприятия или отдельного субъекта. Как и любой другой вид деятельности, контроль требует соблюдения следующих этапов организации и реализации:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  1. Планирование. На этом этапе определяются цели и задачи исследования, выбираются количественные и качественные показатели, с помощью которых будет осуществляться обязательная проверка. Так же конкретизируются методы оценки итоговых результатов.
  2. Практическое осуществление контроля. Здесь проводится сбор оперативных данных, способных охарактеризовать состояние объекта, составляется предварительное заключение.
  3. Систематизация результатов. Этот этап направлен на обобщение полученных данных, упорядочивание информации, составление заключительного отчета.
  4. Проведение мероприятий по преодолению выявленных нарушений и противоречий. Результат проверки доводится до всех заинтересованных лиц, каждое из которых начинает действовать согласно своим полномочиям.

Проверка финансов строится на принципах законности, независимости, объективности, гласности, ответственности и системности.

Законность проверок требует соблюдения действующей правовой базы, как для надзорного органа, так и для объекта исследования. Проверяющие организации должны обладать определенной долей финансовой, организационной и функциональной независимости с целью формирования оптимального решения. Результаты проверки доступны для всех заинтересованных лиц. Каждый сотрудник надзорного органа, причастный к проверке, несет ответственность за полученный результат. Системный подход к контролю финансов подразумевает единство закона, соответствие ему периодичности проводимых проверочных мероприятий.

Читайте так же:  Налог на имущество организаций форма декларации

Особенности организации внутреннего контроля

Порядок проведения внутреннего контроля в обязательном порядке прописывается в учетной политике предприятия. Зафиксировать порядок в документах можно на этапе создания компании. Альтернативный вариант – издание отдельных актов. Порядок реализации контроля может быть зафиксирован в отдельном приказе.

Контрольные мероприятия исполняются различными путями:

  • Формированием структурного отдела или принятием сотрудника на должность ревизора. Сотрудники, осуществляющие контрольные мероприятия, подчиняются руководителю организации.
  • Организацией комиссии, которая будет работать на регулярной основе.
  • Возложением обязанностей по проведению контроля на представителей уже сформированных структурных подразделений.

Выбор конкретного пути определяется ожидаемым масштабом работ, возможностями организациями, наличием структурных подразделений, наличием специалистов.

Уровни проведения внутреннего контроля

Внутренний контроль осуществляется на этих уровнях:

  • Уровень работника. Работник осуществляет контроль в рамках своих должностных полномочий.
  • Уровень структурного отдела. Ответственность за контроль возложена на сотрудников подразделения, руководителей отдела.

Порядок осуществления контроля регулируется положением о работе отдела по контрольным мероприятиям. Работа ревизора будет также регламентирована этим положением. Документ должен быть утвержден приказом руководителя. На его основании базируется работа структурного подразделения.

ВАЖНО! Если Внутренний контроль осуществляется разными сотрудниками и подразделениями, ответственность разграничивается на основании локальных актов, должностных инструкций.

Особенности проведения внутреннего контроля

В процессе проведения контрольных мероприятий используются следующие инструменты:

  • Общенаучные методы: анализ, дедукция и прочее.
  • Эмпирические методы: инвентаризация, опросы, замеры.
  • Специфические инструменты: теория вероятности и прочее.

Финансовый контроль можно доверить специальной комиссии, сторонним компаниям.

Методы проведения финансового контроля

Методы финансового контроля – это определенные приемы и способы его проведения. Выделяют следующие методы финансового контроля:

Наблюдение – это общее визуальное изучение состояния финансовой деятельности объекта контроля. Данный метод позволяет определить направление финансовой деятельности компании и подвести предварительные результаты контроля системы доходов и затрат и рентабельности фирмы. Наблюдение не является методом, которое дает точные выводы по финансовому состоянию подконтрольного объекта, но большинство выводов можно считать достоверными. Этот метод часто проводится при осуществлении процедуры банкротства организаций.

Проверка осуществляется непосредственно на предприятии для контроля соответствия учетных данных материальным ценностям, которые имеются в наличии. Проверка производится один раз и предполагает проведение исследования состояния дел в компании на конкретном участке ее деятельности. В ходе проведения данного метода контроля могут выявится нарушения финансовой дисциплины и определены меры по их устранению. При обнаружениях подобных нарушений могут применяться различные меры воздействия дисциплинарного, материального, административного и другого характера.

При обследовании анализируется ряд финансово-экономических показателей деятельности предприятия. Данный метод осуществляется для выявления состояния финансов компаний, его финансовой устойчивости и вероятных перспектив его развития. При обследовании изучаются не только первичная документация, но и берутся замеры расхода топлива и электроэнергии, проводится инспекция на месте и проверка скрытых объектов финансирования.

Метод анализа применяется для детального исследования периодических и годовых финансово-бухгалтерских отчетов для оценки результатов финансовой деятельности компании, а также ликвидности и эффективности использования основных средств. Анализ проводится с помощью построения экономико-статических моделей, а также использования таких приемов, как сводка, группировка, расчет индексов и динамики показателей.

Более глубоким считается метод ревизии. Это система обязательных действий по документальному и фактическому контролю законности и рациональности осуществления финансовых операций.

Широкое распространение получил метод контроля как аудит. Это независимая финансовая проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании. Различают обязательную и добровольную аудиторскую проверку.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

12. Методы проведения финансового контроля

При проведении финансового контроля используют опреде­ленные методы, к которым традиционно относят обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др.

Обследование – это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении опре­деленных финансово-хозяйственных операций субъектов хозяй­ствования.

Ревизия – это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесо­образности и эффективности совершенных в проверяемом пери­оде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия в отличие от проверки дает наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, так как предполага­ет сплошной охват проверяемых документов; в то время как про­верка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск необнаружения тех или иных отклонений от уста­новленных норм, правил, параметров.

По полноте охвата проверяемых вопросов проверки и реви­зии бывают:

тематические (проводятся по определенному кругу вопросов)

комплексные (т. е. охватывают практически все аспек­ты финансово-хозяйственной деятельности).

По характеру ис­точников контроля проводят:

документальные проверки и ревизии (проверка финансовой отчетности и документов, образующихся в деятельности организации)

фактические (используются такие приемы, как проведение инвентаризации денежных средств и материальных запасов и т.п.).

Надзор представляет собой систему периодических контроль­ных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствова­ния с целью соблюдения ими условий лицензирования.

Мониторинг в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятель­ности субъекта хозяйствования.

Задачи и принципы

Рассмотрим основные задачи финансового контроля:

  • Анализ соответствия операций документам и отчетности.
  • Анализ соответствия деятельности регламентам и должностной инструкции.
  • Анализ соответствия деятельности технологическим процессам.
  • Изучение системы локального контроля для обнаружения элементов, обеспечивающих ее результативность.

Контроль базируется на этих принципах:

  • Легитимность. Соответствие контрольных мероприятий законам страны.
  • Независимость. Исполнители контрольных мероприятий должны быть независимы от объектов, которые проверяются. Только в этом случае возможна объективность результатов.
  • Объективность. В процессе контроля должны быть получены достоверные данные. Поэтому мероприятия должны базироваться на фактических сведениях.
  • Ответственность. Все специалисты, занятые на контрольных мероприятиях, должны нести ответственность за свою деятельность. Только так может быть обеспечено ее качество.
  • Системность. Контроль должен быть комплексным. В его процессе анализируются все аспекты финансовой деятельности компании, имеющиеся взаимосвязи.
Читайте так же:  Соглашение об избежании двойного налогообложения с австрией

Соблюдение всех этих принципов обязательно.

Предмет проверки

В процессе контрольных мероприятий проверяются эти аспекты:

  1. Соблюдение законов.
  2. Правильность заполнения документов.
  3. Верность заполнения регистров бухучета.
  4. Сохранение активов организации.

Проверяется наличие ошибок в документах. После обнаружения они оперативно исправляются.

Сущность финансового контроля

Финансовый контроль – это действия, совершаемые специализированными органами надзора, направленные на выявление нарушений в сфере накопления, распределения и применения финансовых средств.

Финансовая и экономическая системы тесно связаны. Они оказывают прямое влияние друг на друга. Можно сказать, что финансовая система выступает индикатором устойчивости экономики. Контроль является одним из элементов хозяйственного управления. Финансовый контроль направлен на решение двух основных задач:

  1. Обеспечение прав собственника имущества. Под имуществом понимаются деньги, финансовые обязательства и собственность.
  2. Формирование единой финансовой дисциплины для всех участников отношений.

С помощью финансового контроля определяются границы полномочий органов надзора, либо специалистов, проводящих проверку. Так же выявляются нарушения, использование собственного положения в корыстных целях. Контроль финансов на государственном уровне выражается в анализе исполнения бюджета согласно составленному плану. Отслеживается наполняемость бюджета, полнота и своевременность проведения субъектами хозяйствования финансовых обязательных платежей. Государство с помощью финансового контроля регулирует ценообразование в отдельных отраслях. Оно вырабатывает меры ответственности и применяет их к лицам, нарушившим закон и финансовую дисциплину.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Контроль может быть также внутрихозяйственным, направленным на оптимизацию финансового, управленческого и бухгалтерского учета, управление ресурсами предприятия. Он позволяет отследить рациональность применения имеющихся денежных и иных финансовых средств.

Для получения независимой оценки текущего финансового состояния руководители предприятий пользуются услугами сторонних организаций и специалистов. Финансовый контроль осуществляется аудиторскими компаниями, дающими экспертное заключение по итогу проделанной работы.

13. Государственный финансовый контроль и его организация

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, вы­деляют: государственный финансовый контроль и негосудар­ственный финансовый контроль, который включает аудиторс­кий, внутрихозяйственный и общественный контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой со­вокупность действий и операций, осуществляемых органами государ­ственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государствен­ной власти норм права с целью обеспечения законности, целесооб­разности, эффективности образования, распределения и использо­вания финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным об­разом путем проверки соблюдения ими налогового законода­тельства, выполнения государственных и муниципальных зака­зов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кре­дитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот.

Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

Организация государственного финансового контроля в раз­личных странах во многом определяется формой государственного устройства. С учетом определенных признаков классификации внутри государственного финансового контроля можно выделить следующие виды:

1. По отношению к ветвям государственной власти: контроль, осуществляемый законодательными (представительными) орга­нами государственной власти, как непосредственно (парламент­ский контроль), так и через специально созданные ими органы независимого контроля; контроль, осуществляемый Президен­том; контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.

Парламентский контроль включает: рассмотрение и утверж­дение бюджета, отчета о его выполнении; контрольную деятель­ность постоянных комиссий и комиссий по расследованию фи­нансовых нарушений и др.

В Российской Федерации парламентский контроль, в том числе в финансовой сфере, осу­ществляют палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, которые образуют комитеты и комиссии. РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой феде­ральные законы по вопросам: федерального бюджета; федераль­ных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, та­моженного регулирования, денежной эмиссии 1 . Органами неза­висимого государственного финансового контроля в РФ является Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъ­ектов РФ.

Система контрольных органов в рамках исполнительной власти в Российской Федерации формируется Правительством РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, возложен на: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство (федеральная служба), финансовые органы субъектов Российской Федерации и муни­ципальных образований, главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств.

Президентский контроль в Российской Федерации, как конт­роль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ по вопросам государственных финансов, осуществляется органами, уполномоченными Президентом РФ в соответствии с законода­тельством.

2. По отношению к уровню государственной власти выделя­ют: федеральные органы государственного финансового контроля и региональные органы государственного финансового конт­роля. К федеральным органам в РФ относятся: Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его федеральные службы и др.; К региональным органам можно отнести контрольно-счетные органы субъектов РФ (на­пример, Контрольно-счетная палата Москвы, контрольно-счет­ные палаты краев и областей РФ), контрольные органы админи­страции субъектов РФ (например, Главное управление государ­ственного финансового контроля города Москвы).

Видео (кликните для воспроизведения).

3. По характеру компетенции выделяют: органы общей ком­петенции — осуществляют контроль в отношении достаточно широкого круга вопросов (например, Счетная палата РФ, Глав­ное контрольное управление Президента РФ, Федеральная служ­ба финансово-бюджетного надзора РФ и др.); органы отраслевой компетенции (Федеральная служба страхового надзора); органы межотраслевой компетенции (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба).

Источники

Этапы проведения финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here