Элементы внутреннего финансового контроля

Основные задачи и направления. Внутреннего финансового контроля

Внутреннего финансового контроля

Внутренний финансовый контроль — составная часть общей системы управленческого контроля. В широком смысле под целью функционирования системы внутреннего контроля следует понимать сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов коммерческой организации, обеспечение ее эффективного функционирования, а также устойчивости и максимального развития в условиях многоплановой конкуренции.

Задачами внутреннего финансового контроля являются:

1) помощь в учетной работе, т. е. проведение контроля специалистов с целью эффективного выполнения ими своих обязанностей;

2) проверка бухгалтерской информации, ее достоверности;

3) контроль сохранности собственности организации;

4) обеспечение органов управления необходимой информацией по всем интересующим вопросам;

5) защита от ошибок, нарушений, злоупотреблений, искажений через осуществление предупредительных мер;

6) повышение дисциплины учетной работы.

В зависимости от масштабов деятельности предприятия, его индивидуальных особенностей работы, целей и задач, поставленных руководителем перед службой внутреннего финансового контроля, направлениями контроля могут быть:

1) контроль за финансовоэкономической деятельностью субъекта;

2) контроль над соблюдением направлений развития субъекта;

3) контроль и обеспечение эффективной деятельности субъекта;

4) контроль за расчетноплатежными операциями, затратами на производство, поступлениями выручки за реализованную продукцию;

5) контроль над формированием финансовых результатов;

6) выявление, предотвращение и исправление искажений в учете;

7) контроль над соблюдением законодательства, своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

8) контроль над своевременностью и правильностью, а также полнотой отражения в учете всех хозяйственных операций;

9) контроль над корректностью бухгалтерских проводок;

10) анализ деятельности предприятия;

11)контроль над выполнением инвестиционных и прочих проектов;

12) контроль надежности информации, представляемой системе управления;

13) организация взаимодействия с внешними контролерами, представителями проверяющих и контролирующих органов, организация внутренних расследований, создание контрольных комиссий по расследованию какихлибо обстоятельств.

Характеристика системы внутреннего контроля.

Система предполагает вход, выход, работу механизма, обработку инфо, вывод обработанной инфо, условия работы (среда).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Вход СВК – оперативная, плановая, нормативная, финансовая, бухгалтерская инфо.

Механизм – совокупность взаимосвязанных контрольных процедур

Выход – отчет о степени управляемости объекта контроля.

Процедуры контроля д.б. документально установленными, методически проработаны и закреплены за ответственными лицами.

Элементы контрольной среды:

· Моральные качества персонала (необходимость разработки кодекса проф. Этики)

· Профессионализм сотрудников (критерии компетентности д.б. установлены для каждой должности)

· Участие собственников в системе контроля (введение независимого представителя)

· Стиль работы руководства (поощрениештрафы)

· Организационная структура (распределение полномочий и обязанностей)

· Отдел внутреннего контроля (д.б. положение о службе внутр. Контроля подчиненность и подотчетность отдела свк, обязанности отделов по предоставлению инфо)

Цели СВК на современном этапе:

· Своевременная адаптация организации к изменениям

· Сохранение и эффективное использование ресурсов

Основные причины возникновения некачественной первичной информации

На долю первичной информации на предприятиях приходится до 60—70% общего объема учетной информации. Качество первичной информации существенно влияет на качество всего процесса управления, а также статистического, бухгалтерского и оперативного учета. Ошибочная, недостоверная информация может возникнуть как на первичном уровне, так и на любой стадии обработки и преобразования данных.

Рассмотрим некоторые типичные ошибки и искажения информации, приводящие к потере ею достоверности и других качественных характеристик. Эти ошибки и искажения необходимо разделить по крайней мере натри группы:

1) связанные с человеческим фактором;

2) связанные с техническими, технологическими, организационными факторами;

3) связанные со спецификой формирования и обработки информации в компьютерных системах, а также в отношениях человек — машина.

Первая группа ошибок включает сознательную фальсификацию первичной информации и ошибки работников.

Сознательная фальсификация первичной информации происходит (или возможна) под действием организационных, экономических, юридических и морально-психологических факторов.

Бесконтрольность, бесхозяйственность являются питательной средой для приписок, хищений, нерационального использования ресурсов. Чрезмерно жесткая централизованная система управления вызывает у работников апатию, безразличие, отсутствие творческого подхода к делу, стремление достичь результата любой ценой, в том числе и фальсифицируя информацию.

К экономическим факторам сознательной и явной фальсификации первичной информации работниками необходимо отнести следующие. Отсутствие заинтересованности, стимулов в обеспечении достоверности, в проведении контроля.

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 296 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Назначение, принципы и особенности внутреннего финансового контроля

План лекции.

ТЕМА 5. КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1. Назначение, принципы и особенности внутреннего финансового контроля.

2. Функции финансового контроллинга.

3. Основные принципы построения системы финансового контроллинга.

4. Характеристика этапов построения системы финансового контроллинга на предприятии.

Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект. Контроль реализуется в различных сферах деятельности, в том числе и в финансовой. Финансовый контроль представляет собой метод управления финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов.

Финансовый контроль — совокупность действий и операций, осу­ществляемых специально уполномоченными органами, за соблюде­нием субъектами хозяйствования и органами государственной влас­ти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов с целью сво­евременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Инфраструктура финансового контроля включает объекты и субъекты контроля, информационное, правовое и методическое обеспечение, механизм, принципы и меры ответственности всех участников процесса контроля, а также финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля.

К важнейшим элементам управле­нияотносится внутренний контроль, который обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение. В традиционных системах внутреннего контроля органической составной частью является система внутреннего финансового контроля. Методы внутреннего финансового контроля выполняют важную роль в составе механизма финансового менеджмента.

Внутренний финансовый контроль представляет собой организуемый предприятием процесс проверки исполнения и обеспечения реализации управленческих решений в области финансовой деятельности с целью реализации финансовой стратегии и предупреждения кризисных ситуаций, приводящих к его банкротству.

Читайте так же:  Документы для подачи возврата процентов по ипотеке

Внутренний финансовый контроль выполняет оперативную, за­щитную, регулирующую, информационную, коммуникационную и пре­вентивную функции.

Основные принци­пы осуществления внутреннего финансовый контроля:

1) четкое определение и понимание ответственности;

2) контроль доступа к активам и информации;

3) надлежащий уровень наблюдения за работой подчиненных;

4) авторизация любых хозяйственных операций и руководящих
указаний (приказов, распоряжений, актов, справок и проч.) на со­ответствующем уровне;

5) своевременный и точный учет хозяйственных операций, фак­тов хозяйственной жизни, руководящих указаний;

6) документирование политик, процедур, инструкций и контроль их исполнения;

7) разграничение критических полномочий (функций);

8) сверка физического наличия активов с данными их учета;

9) достаточный уровень образования и профессиональной подготовки сотрудников.

Концепция внутреннего финансовый контроля включает в себя пять элемен­тов: внутреннюю среду; оценку рисков; осуществление контроля; передачу информации; мониторинг.

Под внутренней средой контроля понимаются философия и стиль менеджмента; делегирование полномочий и принятие ответственно­сти; кадровая политика; компетентность сотрудников; отношение топ-менеджеров (руководителей высшего звена) к вопросам контроля.

Оценка рисков подразумевает выявление и оценку степени риска, ситуаций, могущих возникнуть на пути достижения организацией поставленных целей; определение методов снижения или управления этими рисками; определение рисков, связанных с нововведениями.

Осуществление контроля включает: одобрение хозяйственных операций или решений уполномоченными лицами; делегирование и принятие ответственности; разграничение полномочий (функций); контроль и оценку деятельности каждого служащего; определение и контроль прав доступа к активам и информации; проведение сверок и инвентаризаций; проведение оценки эффективности использова­ния активов компании.

Передача информации означает, что соответствующая информа­ция доступна тому, кто в ней нуждается в силу возложенных на не­го функций; существуют стандартные каналы распространения и передачи информации как снизу вверх, так и сверху вниз; переда­ваемая информация уместна, полезна и своевременна.

Мониторинг системы внутреннего контроля необходим для оп­ределения ее эффективности и может проводиться в рамках как са­мой системы контроля, так и независимых проверок.

К средствам и методам внутреннего финансового контроля относятся: организация про­цесса контроля; политика; процедуры; персонал; учет; бюджеты и отчетность.

Организация процесса внутреннего финансового контроля подразумевает: наличие простой организационной структуры, четких линий подчиненности, ответ­ственности наряду с необходимыми полномочиями; разграничение полномочий в критических ситуациях; отчетность перед вышестоя­щими менеджерами; возможность изменения структуры при изме­нении целей, планов и политик.

Внутренний финансовый контроль может быть предварительным, текущим (оперативным) и последующим. С точки зрения соотношения затрат и выгод наиболее эффективен предварительный контроль. Выгоды от эффективной системы внутреннего финансового контроля должны соизмеряться с издержками создания и мониторинга этой системы.

Внутренний финансовый контроль может осуществляться в различных фор­мах, выбор которых зависит от сложности организационной структуры, организационно-правовой формы предприятия, видов и мас­штабов его деятельности, целесообразности охвата контролем раз­личных сторон деятельности, отношения руководства организации к контролю.

Одна из наиболее развитых форм внутреннего финансового контро­ля — внутренний аудит.

Внутренний аудит — это независимое исследование и оценка всех аспектов деятельности организации: повышения эффективно­сти системы внутреннего контроля, а также системы управления рисками и системы корпоративного управления в целом.

Внутренний аудит выполняется советом директоров, отделом менеджмента корпорации и внешними аудиторами. На совет дирек­торов возлагается стратегия внутреннего аудита и наблюдение за ее реализацией; на отдел менеджмента возлагается воплощение страте­гии и выполнение планов компании; на внешних аудиторов — ау­дит финансовых результатов деятельности.

Возможны следующие варианты создания службы внутреннего аудита на предприятии:

­ отдел внутреннего аудита, состоящий из сотрудников органи­зации;

­ услуги внешних исполнителей, как правило, аудиторских компаний, специализирующихся в области внутреннего аудита;

­ совмещение первых двух вариантов.

Служба внутреннего аудита (СВА) должна быть независима, а внутренние аудиторы объективны в выполнении своих обязанно­стей — это основное требование профессиональных стандартов внутреннего аудита.

В форме внутреннего аудита внутренний контроль проводят круп­ные и некоторые средние организации, для которых характерны:

­ усложненная структура (дивизиональная, матричная или конгломератная);

­ многочисленность филиалов, дочерних компаний;

­ разнообразие видов деятельности и возможность их кооперирования;

­ стремление органов управления получать достаточно объек­тивную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления и нести в связи с этим дополнительные (и существенные) расходы.

Кроме задач контрольного характера внутренние аудиторы мо­гут выполнять экономическую диагностику, разрабатывать финан­совую стратегию, вести маркетинговые исследования, управленче­ское консультирование.

К институтам внутреннего аудита относят и ревизионные комиссии (ревизоров), деятельность которых регла­ментирована действующим законодательством. Этот институт в ос­новном распространен в акционерных обществах, обществах с ог­раниченной ответственностью и производственных кооперативах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9762 — | 7583 — или читать все.

Элементы системы внутреннего контроля

В соответствии с международными стандартами аудита (МСА) под системой внутреннего контроля (Internal control) понимается совокупность процессов, разработанных и осуществляемых лицами, наделенными руководящими полномочиями, руководством субъекта и прочим персоналом, с целью обеспечения разумной уверенности в достижении целей субъекта в контексте надежности финансовой отчетности, эффективности и производительности операций, и соблюдения законодательства и нормативных актов.

Эффективная система внутреннего контроля должна обеспечивать защиту и сохранность активов, регистров и информации, предотвращение и обнаружение ошибок и искажений, исполнение приказов и распоряжений руководства компании, обеспечение точности и полноты учетных записей и своевременной подготовки достоверной финансовой отчетности.

Система внутреннего контроля состоит из следующих компонентов:

а) контрольная среда;

б) процесс оценки риска компании;

в) информационная система, включая связанные бизнес процессы, относящиеся к финансовой отчетности, и коммуникации;

г) действия по контролю; и

д) мониторинг средств контроля.

Оценка системы внутреннего контроля предполагает проведение мероприятий, направленных на изучение каждого компонента системы внутреннего контроля:

Контрольная среда охватывает управленческие и руководящие полномочия, а также позицию, осведомленность и действия лиц, наделенных руководящими полномочиями, и руководства компании по отношению к системе внутреннего контроля и её важности для компании. В процессе оценки проводится анализ компетентности сотрудников, участия собственника и его представителей в управлении компанией, компетентности и стиля работы руководства, организационной структуры, наделения сотрудников ответственностью и полномочиями, кадровой политики и практики.

Процесс оценки риска субъектанаправлен на выявление предпринимательских рисков, связанных с целями финансовой отчетности, а также на принятие субъектом решений по поводу мер, предпринимаемых в отношении этих рисков и их возможных последствий. Риски субъекта возникают в случаях изменений во внешней среде (риски, связанные с изменениями законодательства, валютных рисков, процентных рисков и т.п.), а также обновления персонала, внедрения новых или изменения уже применяемых информационных систем, быстрого роста компании, появления новых технологий, появления новых подходов к ведению деятельности, новых товаров, услуг, реорганизации компании, расширения деятельности за рубежом и т.д.

Читайте так же:  Выплата дивидендов фосагро

Информационная система, связанная с подготовкой финансовой отчетности состоит из процедур и записей, предназначенных для инициирования, записи, обработки и обобщения операций компании (а также событий и условий), а также для ведения учета соответствующих активов, обязательств и капитала. В процессе оценки системы внутреннего контроля проводится анализ операций по инициации и вводу хозяйственных операций, обработке данных, ведению учета, отражению в отчетности информации обо всех операциях.

Действия по контролю включают политики и процедуры, позволяющие удостовериться, что распоряжения руководства субъекта выполняются. Анализу подвергается внутренняя нормативная документация, регламентирующая организацию документооборота, а также мероприятия, разработанные руководством предприятия, и обеспечивающие, по мнению руководства, сохранность имущества и документов компании, получение надежной информации, необходимой для управления компанией, повышение эффективности производства, соблюдение требований законодательных актов и положений учетной политики.

Мониторинг средств контроля – процесс оценки эффективности функционирования системы внутреннего контроля в течение определенного периода. Он включает оценку организации и функционирования средств контроля, осуществления необходимых корректирующих мероприятий, адаптированных под изменения условий, проверку выполнения требований всех внутренних документов компании и исполнения всех распоряжений руководства, а также наличия подтверждающей информации от третьих лиц.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10109 — | 7850 — или читать все.

Порядок проведения внутреннего финансового контроля

Необходимость в организации внутреннего финансового контроля оговорена в статье 19 ФЗ от 6 декабря 2011 года №402. Контроль касается операций, связанных с деятельностью предприятия. Порядок его осуществления оговаривается в учетной политике.

Цели проведения контроля

Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:

  • Контроль над соблюдением закона в области локальных мероприятий по формированию бюджета и финансовым операциям.
  • Увеличение качества и точности бюджетных отчетов.
  • Повышение отдачи от вложения средств бюджета федерального значения.
  • Повышение качества подготовки документов, связанных с бухучетом.
  • Своевременное и точное заполнение бухгалтерской отчетности.
  • Обеспечение выполнения приказов руководства компании.
  • Исполнение созданных планов по хозяйственной работе.
  • Обеспечение сохранности собственности компании.

Внутренний контроль позволяет своевременно обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно. В перспективе это поможет компании избежать штрафов и санкций.

Уровни проведения внутреннего контроля

Внутренний контроль осуществляется на этих уровнях:

  • Уровень работника. Работник осуществляет контроль в рамках своих должностных полномочий.
  • Уровень структурного отдела. Ответственность за контроль возложена на сотрудников подразделения, руководителей отдела.

Порядок осуществления контроля регулируется положением о работе отдела по контрольным мероприятиям. Работа ревизора будет также регламентирована этим положением. Документ должен быть утвержден приказом руководителя. На его основании базируется работа структурного подразделения.

ВАЖНО! Если Внутренний контроль осуществляется разными сотрудниками и подразделениями, ответственность разграничивается на основании локальных актов, должностных инструкций.

Особенности проведения внутреннего контроля

В процессе проведения контрольных мероприятий используются следующие инструменты:

  • Общенаучные методы: анализ, дедукция и прочее.
  • Эмпирические методы: инвентаризация, опросы, замеры.
  • Специфические инструменты: теория вероятности и прочее.

Финансовый контроль можно доверить специальной комиссии, сторонним компаниям.

Предмет проверки

В процессе контрольных мероприятий проверяются эти аспекты:

  1. Соблюдение законов.
  2. Правильность заполнения документов.
  3. Верность заполнения регистров бухучета.
  4. Сохранение активов организации.

Проверяется наличие ошибок в документах. После обнаружения они оперативно исправляются.

Особенности организации внутреннего контроля

Порядок проведения внутреннего контроля в обязательном порядке прописывается в учетной политике предприятия. Зафиксировать порядок в документах можно на этапе создания компании. Альтернативный вариант – издание отдельных актов. Порядок реализации контроля может быть зафиксирован в отдельном приказе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Контрольные мероприятия исполняются различными путями:

  • Формированием структурного отдела или принятием сотрудника на должность ревизора. Сотрудники, осуществляющие контрольные мероприятия, подчиняются руководителю организации.
  • Организацией комиссии, которая будет работать на регулярной основе.
  • Возложением обязанностей по проведению контроля на представителей уже сформированных структурных подразделений.

Выбор конкретного пути определяется ожидаемым масштабом работ, возможностями организациями, наличием структурных подразделений, наличием специалистов.

Задачи и принципы

Рассмотрим основные задачи финансового контроля:

  • Анализ соответствия операций документам и отчетности.
  • Анализ соответствия деятельности регламентам и должностной инструкции.
  • Анализ соответствия деятельности технологическим процессам.
  • Изучение системы локального контроля для обнаружения элементов, обеспечивающих ее результативность.

Контроль базируется на этих принципах:

  • Легитимность. Соответствие контрольных мероприятий законам страны.
  • Независимость. Исполнители контрольных мероприятий должны быть независимы от объектов, которые проверяются. Только в этом случае возможна объективность результатов.
  • Объективность. В процессе контроля должны быть получены достоверные данные. Поэтому мероприятия должны базироваться на фактических сведениях.
  • Ответственность. Все специалисты, занятые на контрольных мероприятиях, должны нести ответственность за свою деятельность. Только так может быть обеспечено ее качество.
  • Системность. Контроль должен быть комплексным. В его процессе анализируются все аспекты финансовой деятельности компании, имеющиеся взаимосвязи.

Соблюдение всех этих принципов обязательно.

Разновидности внутреннего контроля

Комплексный контроль включает в себя эти формы проверочных мероприятий:

  1. Предварительный контроль. Выполняется до момента проведения хозяйственной операции. Этот инструмент обеспечивает формирование прогноза относительно итогов операции. Он позволяет решить, стоит ли идти на тот или иной шаг.
  2. Текущий контроль. Включает в себя анализ мероприятий по реализации бюджета, формирование бухгалтерской отчетности, анализ эффективности использования средств. Проверяется соответствие расходов компании ее целям.
  3. Последующий контроль. Осуществляется по результатам реализованных хозяйственных операций. При этом проверяется бухгалтерская документация. Контролируются результаты проведения инвентаризации.

ВАЖНО! Текущий и предварительный контроль можно включить в текущую деятельность сотрудников. Последующий контроль имеет смысл доверить сотруднику, который специализируется именно на контрольных мероприятиях.

ВНИМАНИЕ! Желательно исполнить все виды контрольных мероприятий. Для этого к работе приобщаются подразделения, отдельные сотрудники, специальная комиссия. Однако это возможно только в том случае, если компания располагает соответствующими ресурсами.

Предварительный контроль

Предварительный контроль нужен для принятия решения о проведения операции. Занимаются им руководители компании, заместители, главбухи, представители юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся эти мероприятия:

  • Проверка заполнения финансово-плановых бумаг.
  • Визирование и согласование документации.
  • Проверка договоров.
  • Экспертиза бумаг о расходовании ресурсов компании.
Читайте так же:  Мировое соглашение в арбитражном процессе возврат госпошлины

Предварительный контроль включает в себя анализ соответствия соглашений плану деятельности, проверку всех форм отчетности (бюджетная, статистическая и прочая) до момента подписания документов.

Текущий контроль

Текущий контроль включает в себя повседневное исследование расходования средств, заполнения бухгалтерской документации. Состоит из таких мероприятий, как:

  • Анализ расходной документации.
  • Проверка суммы средств, которая находится в кассе.
  • Контроль над полнотой оприходования средств, которые были выданы банковским учреждением.
  • Контроль над долгами дебиторов и задолженностями самой компании.
  • Проверка соответствия аналитического учета с синтетическим учетом.
  • Установление фактического наличия собственности компании.

Текущий контроль проводится регулярно. Осуществляется он представителями отделов бухучета.

Последующий контроль

Осуществляется он после завершения той или иной операции. Предполагает проверку всех сопутствующих документов. Рассмотрим методы последующего контроля:

  • Инвентаризация.
  • Ревизия кассы без предварительной подготовки.
  • Проверка путей использования средств.
  • Анализ имеющихся документов.

Последующий контроль – заключительный этап внутренней проверки. Желательно поручить его специальной комиссии. Состав ее указывается в соответствующем положении. Если требуется, состав можно изменить. В дальнейшем контроль проводится путем плановых и внеплановых проверок.

Основные элементы системы внутреннего контроля, их содержание.

Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности»

Элементы внутреннего контроля

Основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта являются:

1) контрольная среда;

2) оценка рисков;

3) процедуры внутреннего контроля;

4) информация и коммуникация;

5) оценка внутреннего контроля.

1. Контрольная среда

представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне экономического субъекта в целом. Контрольная среда отражает культуру управления экономическим субъектом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля.

2. Оценка рисков

представляет собой процесс выявления и анализа рисков. Для целей настоящего документа под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности. При выявлении рисков экономический субъект принимает соответствующие решения по управлению ими, в том числе путем создания необходимой контрольной среды, организации процедур внутреннего контроля, информирования персонала и оценки результатов осуществления внутреннего контроля.

2.1. Применительно к ведению бухгалтерского учета, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, оценка рисков призвана выявлять риски, которые могут повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. В ходе такой оценки экономический субъект рассматривает вероятность искажения учетных и отчетных данных исходя из следующих допущений:

а) возникновение и существование: факты хозяйственной жизни, отраженные в бухгалтерском учете, имели место в отчетном периоде и относятся к деятельности экономического субъекта;

б) полнота: факты хозяйственной жизни, имевшие место в отчетном периоде и подлежащие отнесению к этому периоду, фактически отражены в бухгалтерском учете;

в) права и обязательства: имущество, имущественные права и обязательства экономического субъекта, отраженные в бухгалтерском учете, фактически существуют;

г) оценка и распределение: активы, обязательства, доходы и расходы отражены в правильном стоимостном измерении на соответствующих счетах бухгалтерского учета и в соответствующих регистрах бухгалтерского учета;

д) представление и раскрытие: данные бухгалтерского учета корректно представлены и раскрыты в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2.2. Поскольку эффективность внутреннего контроля снижается при превышении руководством или иным персоналом экономического субъекта должностных полномочий, одним из важных направлений оценки рисков является оценка риска возникновения злоупотреблений. Злоупотребления могут быть связаны с приобретением и использованием активов, ведением бухгалтерского учета, в том числе составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, совершением действий, являющихся коррупциогенными (включая коммерческий подкуп).

3. Процедуры внутреннего контроля

представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта.

3.1. Для целей противодействия злоупотреблениям наиболее эффективными процедурами внутреннего контроля являются санкционирование (авторизация) сделок и операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, контроль фактического наличия и состояния объектов.

3.2. В зависимости от момента осуществления различают предварительные и последующие процедуры внутреннего контроля. Предварительные процедуры внутреннего контроля направлены на предупреждение появления ошибок и нарушений установленного порядка деятельности (контроль фактического наличия и состояния объектов, санкционирование (авторизация) сделок и операций, др.). Последующие процедуры внутреннего контроля направлены на выявление ошибок и нарушений установленного порядка деятельности (сверка, надзор, др.).

3.3. В зависимости от степени автоматизации различают автоматические, полуавтоматические, ручные процедуры внутреннего контроля. Автоматические процедуры внутреннего контроля выполняются информационной системой без участия персонала, например, контроль доступа. Полуавтоматические процедуры внутреннего контроля выполняются информационной системой, но инициируются или завершаются вручную; например, отчеты о выполненных в информационной системе исправлениях данных бухгалтерского учета проверяются исполнителем. Ручные процедуры внутреннего контроля выполняются персоналом экономического субъекта вне информационных систем.

3.4. Процедуры внутреннего контроля основываются на принципах и стандартах, составляющих контрольную среду экономического субъекта, и применяются с учетом ее особенностей. Например, такая процедура внутреннего контроля, как санкционирование (авторизация) платежей может осуществляться руководителями разного уровня в зависимости от суммы платежа.

4. Информация и коммуникация.

Качественная и своевременная информация обеспечивает функционирование внутреннего контроля и возможность достижения им поставленных целей. Основным источником информации для принятия решений являются информационные системы экономического субъекта.Качество хранимой и обрабатываемой в них информации может существенно влиять на управленческие решения экономического субъекта, эффективность внутреннего контроля. Информационная система экономического субъекта должна обеспечивать ведение бухгалтерского учета, в том числе составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии с принципами допущения (это базовые принципы, предполагающие определенные условия, создаваемые организацией при постановке бухгалтерского учета, которые не должны меняться) бухгалтерского учета (возникновение и существование; полнота; права и обязательства; оценка и распределение; представление и раскрытие).

Коммуникация представляет собой распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля. Например, персонал экономического субъекта должен быть осведомлен о рисках, относящихся к сфере его ответственности, об отведенной ему роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля и информированию руководства.

5. Оценка внутреннего контроля.

Одним из видов оценки внутреннего контроля является непрерывный мониторинг внутреннего контроля, т.е. оценка внутреннего контроля, осуществляемая экономическим субъектом на постоянной основе в ходе его повседневной деятельности. Непрерывный мониторинг может осуществляться руководством экономического субъекта в форме регулярного анализа результатов деятельности экономического субъекта, проверки результатов выполнения отдельных хозяйственных операций, регулярной оценки и уточнения внутренней организационно-распорядительной документации и других формах.

Читайте так же:  Налог с дохода физических лиц в россии

Осуществление непрерывного мониторинга и периодической оценки внутреннего контроля позволяет удостовериться в том, что внутренний контроль экономического субъекта обеспечивает достаточную уверенность в достижении экономическим субъектом целей.

Независимость аудита.

Исходя из статьи 8. «Независимость аудиторских организаций, аудиторов» Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций при оказании аудиторских услуг аудиторская организация, аудитор должны быть независимы. Независимость аудиторской организации, аудитора заключается в отсутствии имущественной, родственной или иной зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников), руководителей и иных должностных лиц, а также других лиц (в случаях, предусмотренных федеральными законами).

Исходя из требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) обязаны обеспечить как непосредственно предотвращение, недопущение или снижение до приемлемого уровня угроз независимости и объективности, так и надлежащее документирование таких мер и действий. Отсутствие документации в отношении мер и действий, предпринятых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) по снижению угроз независимости, может быть расценено как непринятие таких мер и действий.

Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренные советом по аудиторской деятельности правила независимости аудиторов и аудиторских организаций. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций дополнительные требования.

Предотвращение конфликта интересов

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации (индивидуального аудитора) может повлиять на мнение такой аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Исходя из требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) обязаны обеспечить как непосредственно предотвращение или недопущение конфликта интересов, так и надлежащее документирование мер и действий, предпринятых в этих целях. Отсутствие документации в отношении мер и действий, предпринятых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) по предотвращению или недопущению конфликта интересов, может быть расценено как непринятие таких мер и действий.

Нарушение положений «Правил независимости» может произойти независимо от наличия в аудиторской организации принципов и процедур, обеспечивающих достаточную уверенность в соблюдении независимости. Последствием нарушения может быть необходимость в прекращении выполнения задания по аудиту.

Значимость нарушения зависит от следующих факторов:

а) характера и продолжительности нарушения;

б) количества и характера каких-либо других нарушений в отношении данного задания по аудиту;

в) наличия у участников аудиторской группы информации о заинтересованности или взаимоотношениях, которые привели к нарушению;

г) является ли лицо, вызвавшее нарушение, участником аудиторской группы или оно является лицом, на которого распространяются требования независимости;

д) если нарушение касается участника аудиторской группы, то его обязанностей в ходе задания;

е) если нарушение было вызвано оказанием профессиональной услуги, степень влияния такой услуги (если есть такое влияние) на учетные записи или числовые показатели, отраженные в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой аудиторская организация намерена выражать мнение;

ж) масштаба угрозы личной заинтересованности, заступничества, шантажа или какой-либо иной угрозы, связанной с нарушением.

Аудиторская организация должна в письменном виде сообщить лицам, отвечающим за корпоративное управление аудируемого лица, обо всех включенных в обсуждение вопросах в соответствии с п. 1.40 Правил независимости и согласовать с ними уже принятие мер или предполагаемые меры для надлежащего устранения последствий нарушения. Такое сообщение должно включать описание принципов и процедур аудиторской организации в отношении таких нарушений, разработанных для обеспечения достаточной уверенности в соблюдении независимости, а также каких-либо шагов, предпринятых или предполагаемых для снижения или профилактики риска дальнейших нарушений.

Аудит основных средств

Цель аудита основных средств (в дальнейшем — ОС) — выражение мнения о достоверности и полноте отражения в финансовой отчетности информации об ОС.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1013 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Основные задачи и направления внутреннего финансового контроля

Внутренний финансовый контроль – составная часть общей системы управленческого контроля. В широком смысле под целью функционирования системы внутреннего контроля следует понимать сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов коммерческой организации, обеспечение ее эффективного функционирования, а также устойчивости и максимального развития в условиях многоплановой конкуренции. Задачами внутреннего финансового контроля являются:

1. помощь в учетной работе, т. е. проведение контроля специалистов с целью эффективного выполнения ими своих обязанностей;

2. проверка бухгалтерской информации, ее достоверности;

3. контроль сохранности собственности организации;

4. обеспечение органов управления необходимой информацией по всем интересующим вопросам;

5. защита от ошибок, нарушений, злоупотреблений, искажений через осуществление предупредительных мер;

6. повышение дисциплины учетной работы.

В зависимости от масштабов деятельности предприятия, его индивидуальных особенностей работы, целей и задач, поставленных руководителем перед службой внутреннего финансового контроля, направлениями контроля могут быть:

1. контроль за финансово-экономической деятельностью субъекта;

2. контроль над соблюдением направлений развития субъекта;

3. контроль и обеспечение эффективной деятельности субъекта;

4. контроль за расчетно-платежными операциями, затратами на производство, поступлениями выручки за реализованную продукцию;

5. контроль над формированием финансовых результатов;

6. выявление, предотвращение и исправление искажений в учете;

7. контроль над соблюдением законодательства, своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

8. контроль над своевременностью и правильностью, а также полнотой отражения в учете всех хозяйственных операций;

9. контроль над корректностью бухгалтерских проводок;

10. анализ деятельности предприятия;

11. контроль над выполнением инвестиционных и прочих проектов;

12. контроль надежности информации, представляемой системе управления;

13. организация взаимодействия с внешними контролерами, представителями проверяющих и контролирующих органов, организация внутренних расследований, создание контрольных комиссий по расследованию каких-либо обстоятельств. Кроме того, к данным направлениям следует прибавить контрольные мероприятия по всем интересующим руководителя субъекта вопросам.

Читайте так же:  Уточненная декларация 3 ндфл документы

Достижение общей цели системы внутреннего контроля обеспечивается взаимодействием различных ее элементов для достижения следующих показателей, по которым можно судить об эффективности управления и развития организации:

1. соответствие деятельности организации принятому курсу действий и стратегии;

2. устойчивость организации с финансово -экономической, рыночной и правовой точек зрения;

3. упорядоченность и эффективность текущей финансово-хозяйственной деятельности;

4. сохранность имущества;

5. должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;

6. показатели эффективности системы бухгалтерского учета;

7. рост производительности труда, снижение издержек производства и обращения, улучшение финансово-экономических результатов деятельности;

8. рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;

9. соблюдение должностными лицами и иными работниками организации установленных администрацией требований, правил;

10. соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти Российской Федерации и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.

Эти и многие другие задачи обуславливают создание в организации эффективной системы внутреннего контроля.

6.Субъектами государственного финансового контроляявляются:

· Счетная палата РФ;

· Центральный банк РФ;

· Министерство финансов РФ;

· Контрольное управление Президента РФ;

· Федеральная налоговая служба;

· Федеральная таможенная служба и др.

Определенные контрольные функции выполняет федеральная служба по финансовому мониторингу Минфина, на который возложена задача общего анализа движения финансовых потоков с точки зрения их соответствия требованиям действующего законодательства.

Законодательные (представительные) органы властии органы местного самоуправления осуществляют различные формы финансового контроля, которые по времени проведенияподразделяется на:

· предварительный – проводится в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам;

· текущий – осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов, представительных органов местного самоуправления в ходе рассмотрения слушаний и в связи с депу-татскими запросами;

· последующий– проводится в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Значение предварительного финансового контроля состоит в том, что он позволяет предупредить нарушения законодательства. Текущий финансовый контроль способствует изысканию внутрихозяйственных резервов, обеспечивающих рост накоплений. Последующий – взаимосвязан с предварительным финансовым контролем, с его помощью проверяется целесообразность расходования денежных средств за определенный период.

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти и местного самоуправления, возлагается законодательством на Минфин РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, на главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.

8.Система внутреннего контроля
Структура внутреннего контроля может быть подразделена на три составляющих: контрольная среда — набор характеристик, который определяет служебные взаимоотношения, благоприятные для контроля на предприятии; система бухгалтерского учета предприятия политика и процедуры, касающиеся соответствующей записи хозяйственных операций; процедуры контроля — специальные проверки, выполняемые персоналом предприятия. Эти три составляющие во взаимосвязи обеспечивают предотвращение, выявление и исправление существующих ошибок информации и ее искажения.
Состояние контрольной системы зависит от стиля работы руководителей, их философии и эффективной системы разъяснений, целей контроля и надзора за деятельностью персонала.
Контрольная среда состоит из следующих элементов:
— политика и методы управления:
— организация структура предприятия:
— деятельность исполнительного органа:
— методы распределения функций управления:
— управленческие методы контроля, в том числе внутренний аудит:
— кадровая политика:
— внешние воздействия (например, проверка со стороны банковских органов).

9. ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ СМЕТ (БЮДЖЕТОВ), ЦЕНТРОВ ЗАТРАТ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

10.

11.СУЩНОСТЬ РЕВИЗИИ. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД РЕВИЗИИ

13. Подготовка и планирование проведения ревизии

По организационному признаку ревизии делятся на плановые и внеплановые.

Контрольно-ревизионные органы разрабатывают перспективные (на 5 лет) и текущие (на предстоящий календарный год) планы проведения ревизий.

При составлении плана предусматривается, чтобы предприятие проверялось не менее одного раза в год и чтобы была обеспечена преемственность проверок (каждая ревизия охватывает период со дня окончания предыдущей проверки по дату составления баланса в проверяемом периоде).

Планирование ревизий носит строго конфиденциальный характер для обеспечения внезапности проверок.

В планах ревизии отражают методы проверки (обычно сплошной метод применяется для проверки кассовых и банковских операций и для определения полного размера причиненного ущерба в выявленных фактах хищения и других нарушениях).

Составлению же плана проведения ревизии на конкретном предприятии всегда предшествует подготовительная работа, которая включает в себя изучение необходимых законодательных, нормативно-правовых актов, отчетных и статистических данных, других имеющихся материалов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации. Необходимо также ознакомить членов ревизионной группы с собранной о предприятии информацией, распределить между ними вопросы и участки работы.

Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения ревизии.

В случае отказа работников ревизуемой организации предоставить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, провести ревизию, руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор), а в необходимых случаях руководитель контрольно-ревизионного органа сообщает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.

На основании плана ревизии составляется программа ревизии, а каждый член ревизионной группы составляет свой рабочий план.

В течение ревизии пересматриваться и корректироваться в зависимости от выявленных случаев нарушений, в них вносятся изменения касательно методов ревизии, аналитических процедур, объема выборки для проверки и другое, а если учет на предприятии не ведется или запущен, ревизия может быть вообще приостановлена и возобновлена после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.

Для систематизации материалов проверки ревизоры составляют рабочие документы согласно действующей Инструкции и разработанным методическим рекомендациям чтобы зафиксировать все обнаруженные в ходе проверки нарушения, в дальнейшем информация из рабочих документов переносится в акт проверки, который составляется согласно разработанной ранее программе или плану проверки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники

Элементы внутреннего финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here