Еис финансовый контроль

Роль казначейства в контрактной системе

Финансовый контроль

Финансовый контроль в сфере закупок — это комплекс мер, выражающийся в проведении мероприятий по анализу законности составления и исполнения бюджетов, в том числе расходов, связанных с осуществлением госзакупок, правильности и достоверности составления отчетов по результатам проведенной деятельности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 99, к органу контроля в сфере закупок отнесен орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, — Федеральное казначейство (ФК).

Помимо ФК, контрольными функциями обладают финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Комплексная автоматизация
финансово-бюджетного контроля

ПК ФБК предназначен для следующих групп пользователей:

  • Органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля
  • Органы внешнего финансового контроля
  • Главные распорядители средств бюджета, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования бюджета
  • Выполняющие контрольные функции структурные подразделения органов государственной власти (местного самоуправления)

Возможные варианты реализации системы финансового контроля на основе ПК ФБК

Единая информационная системы для органов государственного (муниципального) финансового контроля, главных распорядителей средств бюджета, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования бюджета, органов государственной власти (местного самоуправления) на уровне региона (муниципального образования) на основе ПК ФБК

  • Построение единой системы контроля на региональном и (или) муниципальном уровне. Непрерывный государственный бюджетный контроль
  • Единое информационное пространство между органами финансового контроля, главными распорядителями, администраторами бюджетных средств, финансовыми органами и органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по осуществлению финансового контроля
  • Единый классификатор нарушений
  • Мониторинг эффективности контрольной деятельности как отдельных участников, так и в целом, в субъекте РФ (муниципальном образовании)
  • Мониторинг факторов риска

Автоматизация деятельности органа внутреннего (внешнего) государственного (муниципального) финансового контроля.

  • Автоматизация всего комплекса контрольных процедур – от планирования и проведения контрольных, экспертно-аналитических мероприятий, до реализации их результатов. Автоматизированное формирование документов на всех этапах работы
  • Структурированный учет информации о результатах контрольных мероприятий
  • Мониторинг контрольных мероприятий на каждом этапе, в любой момент времени
  • Анализ эффективности и результативности контрольных мероприятий и деятельности органов контроля (структурных подразделений)
  • Мобильность (возможность работы с Системой с удаленного персонального компьютера, ноутбука, планшета посредством Интернет)
  • Автоматизированное взаимодействие с государственными информационными системами – Единой системой государственного финансового контроля, информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ЕСГФК, ГИС ГМП)
  • Автоматизированный сбор и обработка и анализ информации по объектам контроля, в т.ч. анализ выполнения государственных программ и государственных закупок
  • Риск-ориентированное планирование контрольной деятельности

ПК ФБК для главных распорядителей средств бюджета, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования бюджета.

  • Автоматизация внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита для главных распорядителей средств бюджета, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования бюджета
  • Автоматизированный учет, оценка и мониторинг факторов риска в разрезе объектов контроля
  • Оперативный учет результатов внутреннего финансового контроля при планировании и проведении аудита. Риск-ориентированное планирование аудиторских мероприятий
  • Единое информационное пространство для работы главного администратора бюджетных средств и контролируемых им организаций и учреждений
  • Мониторинг эффективности внутреннего финансового контроля
  • Структурированный учет информации о результатах аудита
  • Мобильность, возможность работы с Системой с удаленного персонального компьютера, ноутбука, планшета посредством Интернет
  • Автоматизированный сбор и обработка и анализ информации по объектам контроля, в т.ч. анализ выполнения государственных программ и государственных закупок

Субъекты контроля

Федеральное казначейство внутренний контроль может осуществлять и за иными субъектами на основании заключенных соглашений, к примеру, за заказчиками регионального и местного уровня при открытии ими соответствующих счетов в ФК (ч. 7 ст. 99 44-ФЗ, ч. 6 Постановления от 12.12.2015 № 1367).

Федеральное казначейство осуществляет финансовый контроль за следующими субъектами:

  • госзаказчики, осуществляющие закупки за счет федерального бюджета;
  • федеральные бюджетные и автономные учреждения — за счет бюджетных средств (согласно ч. 1, 4 ст.15 44-ФЗ);
  • ФГУП с заказами на осуществление капитальных вложений.

Если проверка не пройдена

В этом случае заказчику будет направлен протокол с указанием выявленных нарушений. Протокол несоответствия контролируемой информации отображается в реестровой записи как в личном кабинете заказчика, так и в открытой части ЕИС.

Хотя блокировка размещения информации о закупках на время проверки документов не производится, стоит помнить, что принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ст.15.15.10 КоАП).

ПК «Финансовый бюджетный контроль»

Программный комплекс Финансовый бюджетный контроль – решение для автоматизации контрольной деятельности на всех этапах, от планирования и проведения контрольных мероприятий, до реализации их результатов.

Решение для субъектов РФ, МО

Для органов внутреннего финансового контроля, внешнего финансового контроля и главных администраторов бюджетных средств.

Единая система финансового контроля

Программный комплекс обеспечивает возможность построения единой системы контроля на региональном и (или) муниципальном уровне. Непрерывный государственный бюджетный контроль.

Читайте так же:  Налоговый вычет если собственник квартиры ребенок

Решение на WEB-технологиях

Не требует установки дополнительного программного обеспечения у пользователей, развертывается на базе ОС Linux и СУБД PostgreSQL.

Функциональные возможности

  • Ведение нормативно-справочной информации, в т.ч. классификатора нарушений
  • Формирование планов. Возможность планирования контрольных мероприятий на основе многокритериального отбора объектов контроля (риск-ориентированное планирование). Учет доступных ресурсов в процессе планирования
  • Организация электронного документооборота в процессе планирования, подготовки и проведения контрольных (экспертно-аналитических) мероприятий
  • Формирование типовых программ контрольных (экспертно-аналитических) мероприятий (унифицированные программы в зависимости от типов мероприятий)
  • Автоматизированное формирование регламентированных документов на всех этапах контрольной деятельности, в том числе актов и отчетов по итогам контрольных (экспертно-аналитических) мероприятий. Выгрузка сформированных документов в форматы MS Office, с возможностью их последующего редактирования и хранения
  • Электронная подпись
  • Реализация результатов контрольной деятельности: формирование представлений, предписаний по выявленным нарушениям и мониторинг их исполнения
  • Мониторинг выполнения контрольных (экспертно-аналитических) мероприятий. Оперативное получение информации о выполнении контрольных (экспертно-аналитических) мероприятий. Отслеживание выполнения плана и соблюдения административных сроков
  • Формирование различной аналитической отчетности
  • Интеграция с информационными системами в сферах закупок, планирования и исполнения бюджета для получения информации в разрезе объектов контроля. Мониторинг нарушений, выявляемых в результате оперативного и послеоперационного контроля
  • Информационное взаимодействие с ГИС ЕСГФК

В состав ПК «ФБК» входят взаимосвязанные функциональные подсистемы:

  • Подсистема «Личный кабинет»
  • Подсистема «Планирование»
  • Подсистема «Исполнение»
  • Подсистема «Контроль за устранением нарушений»
  • Подсистема сбора и свода отчетности
  • Аналитическая подсистема

Какие организации проходят финансовый контроль

Прежде всего разберем, какие именно заказчики должны после формирования отправить план на прохождение финансовой проверки. В их число входят такие организации:

  • государственные и муниципальные заказчики, реализующие средства федерального, субъекта РФ и местного бюджета, а также государственных внебюджетных фондов;
  • бюджетные учреждения (ч.1 ст. 15 44-ФЗ);
  • автономные учреждения (ч.4 ст. 15 44-ФЗ);
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия с заказами на осуществление капитальных вложений;
  • государственные и муниципальные органы, казенные учреждения с полномочиями по централизации и организации совместных процедур.

Взаимодействие с системами Регионального Электронного бюджета

Применение программного комплекса Финансово-бюджетный контроль в интеграции с другими системами Регионального Электронного бюджета позволяет:

  • Получать объективную информацию в разрезе факторов риска и широко использовать возможности замены выездной проверки на камеральную благодаря прямому доступу к первичной информации
  • Получать документы, запрашиваемые у объектов контроля, в электронном виде, с применением электронной подписи, что позволяет сократить время и затраты на подготовку и проведение проверки
  • Получать информацию о результатах текущего или оперативного и последующего оперативного внутриведомственного автоматизированного контроля в непосредственной увязке с выявленными факторами риска

О системе

Единая информационная система управления финансово-хозяйственной деятельностью организаций государственного сектора Пермского края предназначена для информационно-аналитической поддержки процесса ведения бухгалтерского (бюджетного), кадрового и управленческого учета, расчета заработных плат, консолидации учетных данных организаций государственного сектора на территории Пермского края и формирования на их основе бухгалтерской (бюджетной) и финансовой отчетности, а также для контроля за расходами подведомственных учреждений, изменением кредиторской (дебиторской) задолженности.

Под организациями государственного сектора понимаются исполнительные органы государственной власти Пермского края (далее – ИОГВ), органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения Пермского края.

Целями создания Системы являются:

  • обеспечение прозрачности и открытости информации об исполнении бюджета и реализации государственных (муниципальных) программ;
  • унификация процессов кадрового делопроизводства;
  • сокращение расходов на сопровождение и поддержку бухгалтерского программного обеспечения;
  • повышение оперативности и качества исполнения бюджетных процессов, в том числе предоставление отчетности;
  • снижение уровня нецелевого расходования бюджетных средств.

Создание Единой информационной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью организаций государственного сектора (ЕИС УФХД) позволит:

  • перевести учреждения на единую технологическую платформу;
  • детализировать сводные отчетные показатели до первичных документов;
  • осуществить интеграцию с краевыми и федеральными ИС;
  • формировать управленческую аналитику на всех стадиях внедрения системы.

Различные виды контроля в области государственных, региональных и муниципальных закупок

Правоотношения в области государственных и муниципальных закупок регулируются федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
  • В данном нормативном акте есть целая глава, посвященная контролю в сфере закупок – это глава №5.

    Процедура прохождения проверки

    Созданный документ планируемых закупок должен быть направлен в финансовый орган на рассмотрение. Но что делать, если план закупок не отправляется на контроль? Причина либо в отсутствии связи с контролирующим органом, либо в некорректной работе сайта Единой информационной системы (ЕИС).

    Когда план закупок направлен на контроль, финансовые органы формируют уведомление о прохождении проверки или протокол о несоответствии информации. Чтобы уточнить, почему план закупок не принят на контроль, обратитесь в службу технической поддержки ЕИС или куратору.

    После проверки, при соответствии проверяемой информации установленным требованиям, план размещается в ЕИС в течение одного рабочего дня (Постановление № 1367). Если же план закупок не проходит контроль, он не может быть размещен в ЕИС до устранения выявленных нарушений. Действие этих положений для госзаказчиков всех уровне вступило в силу с 1 января 2020 года в отношении заказчиков для обеспечения государственных нужд субъектов РФ и муниципальных нужд (Постановление № 315 от 20.03.2017). То есть можно размещать документы, не дожидаясь результатов проверки. Реализована цепочка одновременного, а не последовательного направления в финансовый орган и публикации в ЕИС.

    Читайте так же:  Права органов и агентов валютного контроля

    Какие сведения подлежат проверке

    Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и органы управления государственными внебюджетными фондами проверяют сведения об объеме финансирования заказов, утвержденном и доведенном до заказчика, а также информацию об идентификационном коде.

    Для прохождения контроля заказчик должен помнить, что объем финансового обеспечения, указанный в документе планирования, не должен превышать лимиты бюджетных обязательств и показатели выплат по программам финансово-хозяйственной деятельности. Также все разряды идентификационного кода должны быть заполнены, что требует приказ Министерства экономического развития РФ от 29 июня 2015 г. № 422.

    Государственный и муниципальный контроль

    К федеральным и муниципальным исполнительным органам, осуществляющим контроль закупок, относится ФАС РФ, а также региональные и муниципальные аналогичные ведомства. Данные органы могут осуществлять плановые и внеплановые проверки в отношении субъектов проверки.

    Контроль в сфере государственного оборонного заказа, а также закупок, содержащих сведения государственной тайны, осуществляет Рособоронзаказ, при этом данный орган не может касаться вопросов финансового и казначейского контроля.

    Казначейство Российской Федерации, а также финансовые органы регионального и муниципального уровня, а также органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют казначейский контроль следующих элементов закупки:

      информации финансового обеспечения;

    Росфиннадзор и аналогичные учреждения субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль следующих категорий:

    • требований к обоснованию и обоснованности закупок;
    • нормирования;
    • обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;
    • применения ответственностипри нарушениях;
    • соответствия результата закупки его описанию в контракте;
    • надлежащего учета товара, работы или услуги;
    • соответствия использования товара, работы или оказанной услуги целям закупки.

    Помимо государственного и муниципального контроля, существуют другие виды контроля, позволяющие охватить правоотношения в области закупок более полно.

    Контроль в сфере государственных и муниципальных закупок

    Согласно статье 99 федерального закона 44-ФЗ, контролем процедуры закупок на государственном, региональном и муниципальном уровнях занимаются следующие органы:

    1. Исполнительный орган федерального уровня, имеющий полномочия на осуществление контроля в области закупок.
    2. Контролирующий орган в сфере государственного оборонного заказа.
    3. Исполнительные органы субъектов РФ.
    4. Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях, обладающие правами на осуществление контроля в области закупок.
    5. Исполнительный орган федерального уровня, реализующий функции по кассовому обслуживанию бюджетов всей бюджетной системы РФ.
    6. Различные финансовые структуры субъектов РФ и муниципальных образований.
    7. Органы управления федеральными внебюджетными фондами.
    8. Органы внутреннего финансового контроля, управомоченные на основании бюджетного кодекса РФ.

    Подконтрольными лицами в данной правовой области являются следующие субъекты:

    • заказчики;
    • контрактные службы;
    • контрактные управляющие;
    • комиссии по закупкам и их члены;
    • уполномоченные органы;
    • уполномоченные учреждения;
    • специализированные организации;
    • операторы федеральных электронных и электронных площадок.

    Всего выделяют пять основных видов контроля в сфере закупок:

    1. Государственный и муниципальный контроль.
    2. Контроль, осуществляемый заказчиком.
    3. Общественный контроль.
    4. Ведомственный контроль.
    5. Казначейский контроль.

    Каждый проверяющий орган имеет свою четко ограниченную область проверки и свои полномочия для ее реализации.

    Федеральное казначейство как орган финансового контроля

    Цель создания, основы деятельности, полномочия и задачи ФК отражены в Бюджетном кодексе РФ (БК), Постановлении от 01.12.2004 № 703, Приказе от 29.05.2014 № 106, Постановлении от 12.12.2015 № 1367.

    Согласно ст. 269.1 БК РФ, полномочиями ФК являются:

    • проверка непревышения суммы заказа над лимитами бюджетных обязательств, ассигнований;
    • анализ содержания заказа на соответствие коду бюджетной классификации;
    • проверка наличия документов, подтверждающих денежное обязательство;
    • проверка сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по контракту, соответствие сведениям, содержащимся в реестре контрактов.

    Ч. 8 ст. 99 предусматривает следующие полномочия:

    • проверка обоснования заказов;
    • соблюдение правил нормирования;
    • корректное обоснование начальной цены договора;
    • применение заказчиком штрафов, пеней, неустоек при нарушения поставщиком условий договора;
    • проверка на соответствие поставленных товаров техническим заданиям договора и целям осуществления заказа.

    С 01.01.2017 Федеральное казначейство осуществляет контроль за выявлением несоответствия следующей контролируемой информации:

    1. Соответствие стоимости контрактов, указанных в документах планирования, лимитам, доведенным до заказчиков.
    2. Соответствие идентификационных кодов и объемов финансового обеспечения на всех стадиях заказа (планы-графики — на соответствие планам закупок, извещение и документация — на соответствие документам планирования, протоколы — на соответствие документации, а условия договоров — на соответствие данным протоколов).

    Важно, что согласно Постановлению от 20.03.2017 № 315, норма о неразмещении в Единой информационной системе информации до устранения выявленных нарушений начала действовать с 1 января 2020 г. для заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъектов и муниципальных нужд. Норма введена в целях минимизации рисков возникновения кредиторской задолженности при исполнении обязательств по оплате контрактов.

    ПК «Финансовый контроль закупок»

    Программный комплекс «Финансовый контроль закупок» является частью информационных систем управления общественными финансами. Решение, построенное на данном программном комплексе, позволяет автоматизировать контроль в сфере закупок в соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.

    Предназначен

    для финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образования, осуществляющих кассовое исполнение бюджета и учет принятых бюджетных обязательств

    Обеспечивает информационное взаимодействие

    • с подсистемой «Управление закупками» государственной интегрированной информационной системой «Электронный бюджет»
    • с единой информационной системой в сфере закупок
    • с региональными (муниципальными) информационными системами
    Читайте так же:  Налоговый вычет сроки возврата

    Разработан

    на единой платформе НПО «Криста» под управлением свободного программного обеспечения

    • сервера приложений «WildFly»
    • операционной системы «Linux»
    • системы управления базами данных «PostgreSQL»

    Отправить по почте

    Мониторинг закупок

    Аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, рабо.

    Дата публикации: 31.10.2019

    Результаты мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в I полугодии 2019 года

    Дата публикации: 30.08.2019

    Аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, рабо.

    Дата публикации: 31.07.2019

    Аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, рабо.

    Дата публикации: 06.05.2019

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфер.

    Дата публикации: 30.04.2019

    Мониторинг применения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2018 году (уточненные сведения на основании данных отчетности)

    Дата публикации: 03.04.2019

    Статистические показатели, характеризующие результаты осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по итогам I – III кварталов 2018 г.

    Дата публикации: 01.11.2018

    Доклад о результатах осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по итогам I полугодия 2018 года

    Дата публикации: 01.08.2018

    Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в I полугодии 2018 года

    Дата публикации: 30.07.2018

    Статистические показатели, характеризующие результаты осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по итогам I квартала 2018 г.

    Законопроект Минфина — Участников закупок ждут новые проверки

    После принятия Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» финансовое ведомство разработало новый пакет поправок в 44-ФЗ, направленный на реализацию требований Закона № 199-ФЗ (ссылки в источнике)

    Так, в силу требований Закона № 199-ФЗ к объектам финконтроля теперь относятся поставщики, с которыми заказчики заключили контракты (п. 1 ст. 266.1 БК РФ). Это означает, что на них распространяются все требования органов госфинконтроля, включая требования направления всех требуемых документов и информации (п. 3 ст. 266.1 БК РФ).

    В случае неисполнения требований контрольных органов, например, предписания органа финконтроля, поставщиков по контрактам ждет административная ответственность (ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ – штраф от 20 до 50 тыс. руб. на должностное лицо или дисквалификация от 1 года до 2 лет)

    Удивительно, как такие поправки без лишнего шума и обсуждений быстро проходят в Госдуме ?, задаются вопросом специалисты.

    Пассивное отношение граждан к законодательным инициативам? Видимо отсутствовало должное информирование, и как следствие общественное обсуждение, в том числе в СМИ.

    Обращаем внимание, что полномочиями по такой проверке поставщиков наделяются как органы внешнего финконтроля (Счетная палата, контрольно-счетные органы субъектов и муниципалитетов), так и органы внутреннего финконтроля (Казначейство, региональные и местные финансовые органы) (п. 1 ст. 268.1 БК РФ, п. 1 ст. 269.2 БК РФ).

    Для того, чтобы новые положения БК РФ заработали Минфин предлагает обязать всех заказчиков включать в проекты контрактов условие о согласии поставщиков на проведение в отношении них проверок органами финконтроля, а также обязанность заказчиков направлять поставщикам требование возмещения ущерба, выявленного по итогам проверки с 1 января 2020 г.

    Наверное, в Минфине считают, что это позволит решить проблему, когда по закрытым и оплаченным контрактам заказчики после их проверки органами финконтроля требуют от поставщиков вернуть часть суммы по контракту, которая, по мнению контролеров, была завышенной: сейчас суды справедливо отказывают заказчикам в удовлетворении таких требований, поскольку контракты были исполнены, оплачены и закрыты без замечаний.

    Понятно, что норма Минфина в таком виде этой проблемы не решит. Не ясно и то, зачем в контракте указывать согласие поставщика на потенциальную проверку органами финконтроля, которые уже в силу закона – Бюджетного кодекса – и так смогут проверять поставщиков, пишут на канале Закупки и госзаказ

    Обновленные полномочия органов финконтроля в сфере закупок вступят в силу с 1 января 2020 г., а вместе с ними – и проект Минфина (ссылка в источнике).

    Финансовый контроль при формировании плана закупок

    Ведомственный контроль

    Кроме контролирующих органов, закупки контролируют вышестоящие организации. На каждом уровне государственной власти порядок ведомственного контроля устанавливаются Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта РФ либо местной администрацией.

    Читайте так же:  Образец заполненного заявления на возврат налога

    Внутренний контроль

    Данный вид контроля осуществляется заказчиком закупки в области:

    • исполнения условий контракта исполнителем;
    • привлечения субподрядчиков от субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

    Общественный контроль

    В порядке общественного контроля граждане и общественные объединения имеют право осуществлять следующие действия:

    • подготавливать предложения по совершенствованию нормативных актов в области закупок;
    • запрашивать информацию по закупкам и по исполнению контрактов;
    • осуществлять общественный мониторинг закупок для проверки их эффективности через ЕИС и общественную экспертизу закупок, результатов закупки;
    • обращаться в контрольные органы с запросом проверки действий (бездействия) заказчиков, а также в правоохранительные органы и суды.

    Существует большое количество контролирующих инстанций в области осуществления закупок, при этом немаловажное значение имеет общественный надзор за закупочной деятельностью, что позволяет минимизировать злоупотребления и нарушения процедур, установленных законом.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    Изменения в сфере закупок в 2020 году с учетом Федерального закона № 449-ФЗ от 27.12.2019 года

    В конце уходящего года традиционно Президент РФ подписывает очередной закон, вносящий изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (далее – Закон №44-ФЗ). Не стал исключением и 2019 год, поскольку 27.12.2019г. был подписан Федеральный закон N 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №449-ФЗ). Уже 28.12.2019г. Закон №449-ФЗ был опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Изменения, вносимые в Закон №44-ФЗ будут вступать в силу поэтапно.

    Указание страны происхождения товара

    Первые изменения, которые вступили в силу с 01.01.2020г., коснулись указания страны происхождения товаров в составе заявок участников закупок. Заказчики должны требовать указания страны происхождения товаров, а участники должны указывать в составе своих заявок страну происхождения товара при любом конкурентном способе закупки независимо от того были ли установлены запреты, ограничения либо условия допуска в отношении иностранных товаров. Более того, указывать страну происхождения товара надо не только в случаях, когда предметом закупки является поставка товаров, но и в случаях, когда заказчику поставляется товар при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

    В развитие рассматриваемого изменения, следует упомянуть постановление Правительства РФ от 5 ноября 2019 г. N 1400 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084», которое требует включения в реестр контрактов сведений о стране происхождения товаров в случае установления при осуществлении закупки условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона №44-ФЗ. Указанная информация вносится при первичной регистрации контракта в реестре контрактов. При этом по итогам исполнения любых контрактов заказчикам следует вносить в реестр контрактов наименование страны происхождения товара или информацию о производителе товара, а в случае установления при осуществлении закупки в соответствии со статьей 14 Федерального закона условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств исключительно наименование страны происхождения товара.

    Порядок осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

    С 01.01.2020г. внесены изменения в порядок осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, предусмотренного ч. 8 ст. 99 Закона №44-ФЗ. В частности, сокращается перечень полномочий, осуществляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Так из указанного перечня исключены контроль в отношении:

    — применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

    — своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги.

    С 01.01.2020г.внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

    В соответствии с изменениями, внесенными Законом №449-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля могут выдавать не только предписания, но и представления в случае выявления нарушений законодательства в сфере закупок.

    Определение терминов контракт и контракт жизненного цикла

    С 08.01.2020 года статья 3 Закона №44-ФЗ дополнена двумя понятиями, которые ранее входили в состав других статей.

    Так термин контракт получил следующее определение в п. 8.1. ч.1 ст. 3 Закона №44-ФЗ: «контракт — государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона;».

    Таким образом, ещё более выделяется разграничение государственных (муниципальных контрактов, которые заключаются государственными (муниципальными) заказчиками и просто контрактов, которые заключаются бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 Закона №44-ФЗ.

    Контракт жизненного цикла определен в п. 8.2. ч. 1 ст. 3 Закона №44-ФЗ следующим образом: «контракт жизненного цикла — контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, конструирование товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара;».

    Читайте так же:  Расчет налогового вычета на обучение ребенка

    Тем самым законодатель упорядочивает терминологию, используемую в Законе №44-ФЗ, собирая все термины в одну статью.

    Контроль по ч. 5 ст. 99 Закона №44-ФЗ

    С 01.04.2020г. в Закон №44-ФЗ вносятся изменения в части осуществления контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Закона №44-ФЗ. В частности указанный контроль будет вестись за непревышением объема финансового обеспечения, включенного в планы-графики, над объемом финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденным и доведенным до заказчика, а также за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в предусмотренных настоящим Федеральным законом информации и документах, не подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом формированию и размещению в единой информационной системе в сфере закупок.

    Контроль по ч. 5 ст. 99 Закона №44-ФЗ будет осуществляться с использованием единой информационной системы в сфере закупок за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в:

    1) извещениях об осуществлении закупок, информации, содержащейся в планах-графиках;

    2) протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок;

    3) условиях проектов контрактов, направляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом с использованием единой информационной системы участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

    В связи с чем с 01.04.2020г. согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона №44-ФЗ единая информационная система в сфере закупок будет обеспечивать контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в планах-графиках закупок (далее также — планы-графики), извещениях об осуществлении закупок, протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), условиях проектов контрактов (направляемых с использованием единой информационной системы участникам закупок, с которыми заключаются контракты).

    Запрос котировок в электронной форме и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по новым правилам

    Самый большой блок изменений, который вступает в силу с 01.07.2020г., поменяет порядок осуществления закупок способом запроса котировок в электронной форме и закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

    Порядок проведения запроса котировок в электронной форме (далее – ЗК) будет умещен в одну статью 82.1 Закона №44-ФЗ, по подобию запроса предложений. Остальные статьи 82.2.-82.6. Закона №44-ФЗ утратят силу. ЗК можно будет проводить при начальной (максимальной) цене контракта не более трех миллионов рублей. При этом годовой лимит в 10% от совокупного годового объема закупок сохранится, а вот лимит в 100 миллионов рублей будет отменен. Срок подачи заявок будет сокращен до четырех рабочих дней. Вносить изменения в извещение о проведении ЗК будет нельзя. Вместе с тем отменить ЗК можно будет за один час до срока окончания подачи заявок. В ЗК сократится срок заключения контракта. Так заказчик будет должен направить проект контракта в единую информационную систему в течение трех часов с момента размещения протокола подведения итогов в ЕИС. Далее у победителя и заказчика будет по одному рабочему дню на подписание и размещение контракта. Протокол разногласий победитель ЗК направить заказчику не сможет. Заключить контракт по итогам ЗК можно будет не ранее, чем через два рабочих дня со дня размещения итогового протокола в ЕИС.

    В особую категорию закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) отнесена закупка товара в случаях, предусмотренных п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, которая может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей. В данном случае не применяются положения ч. 15 ст. 34 Закона №44-ФЗ, которые позволяют не учитывать ряд требований статьи 34 Закона №44-ФЗ при формировании условий контракта. При этом сама закупка, по сути, переходит в разряд конкурентных, поскольку размещается извещение о закупке на электронной площадке, проводится рассмотрение и оценка заявок с составлением итогового протокола, а контракт заключается с лицом, предложившим наименьшую цену за единицу товара в порядке, предусмотренном статьей 83.2 Закона №44-ФЗ.

    Все случаи заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по итогам несостоявшейся конкурентной закупки вновь свели в один пункт (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ), исключив п. 25.1-25.3. из состава ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ. При этом Правительство РФ будет наделено правом определить цену контракта, при превышении которой, заключение контракта по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, необходимо будет согласовать с контрольным органом в сфере закупок.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт
    8 янв. 2020 г.

    Источники

    Еис финансовый контроль
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here