Дружественный валютный контроль

Что такое валютный контроль простыми словами — органы регулирования, нормы закона и агенты валютного контроля

В статье мы рассмотрим, как проходит валютный контроль в банке. Разберем, что такое валютное регулирование и какие операции подвергаются валютному контролю. Вы узнаете, какие функции выполняют агенты валютного контроля и какие документы потребует банк для проведения сделки.

Валютный контроль: понятие, цели и направления

Для расчетов по сделкам, совершаемых в нашей стране, используются рубли. Но в некоторых случаях для проведения финансовой операции нужна другая валюта. Именно эти ситуации и подлежат регулированию валютным законодательством. Далее проанализируем валютный контроль на предприятии и в банке, а также выясним, что это такое.

Итак, что же значит термин «валютный контроль»? Объясним простыми словами. Валютным контролем (ВК) называют действия, благодаря которым обеспечивается соблюдение закона и правил, связанных с расчетами в валюте.

В глобальном смысле за выполнением этих норм следят:

  • Центробанк (далее ЦБ РФ).
  • Таможенный комитет.
  • Правительство.
  • Минфин.
  • Исполнительная власть.

Непосредственный же контроль осуществляют так называемые агенты валютного контроля — коммерческие банковские организации — наделенные полномочиями ЦБ РФ. Они несут ответственность за то, чтобы все платежи были оформлены правильно, а сведения предоставлены в полном объеме.

Если же говорить о том, для чего и зачем, вообще, нужен ВК, то его главная цель состоит в том, чтобы обеспечить полное соблюдение валютного законодательства.

Помимо этого, контроль проходит по направлениям:

  • наблюдение за соответствием операций закону;
  • проверка факта выполнения обязательства между резидентами и нерезидентами;
  • проверка достоверности отчетности по валютным операциям.

Теперь обсудим, в каких странах есть валютный контроль. Большое количество государств использовали методику ВК, когда переживали тяжелые времена в своей экономической жизни. Если приводить примеры из истории, то осуществление такого контроля активно применялось в послевоенный период.

В более позднее время ВК был реализован в таких крупных государствах, как Франция, Япония, Германия. Сейчас большинство стабильных стран не применяет контроль над операциями в валюте и вполне успешно обходится без него. Но часть держав по-прежнему использует этот режим. В это число входят около 50 стран, таких как Чехия, Турция, Польша, Израиль.

Все тонкости ВК в нашем государстве отражены в законодательстве, там же определены субъекты данного режима.

Новый законопроект о валютном контроле

    • 19 июня 2019, 23:37
    • |
    • Нувот Вчеранов
  • Вчера был внесен законопроект 733447-7: sozd.duma.gov.ru/bill/733447-7
    О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств

    б) в части 1 слова «в иностранной валюте и валюте Российской
    Федерации в банках, расположенных за пределами территории
    Российской Федерации» заменить словами «в расположенных за
    пределами территории Российской Федерации банках и иных
    организациях финансового рынка, в соответствии с их личным законом
    имеющих право оказывать услуги, связанные с привлечением от
    резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых
    активов для хранения, управления, инвестирования и (или)
    осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или
    косвенно за счет резидента (далее — иные организации финансового рынка)»

    • спасибо ₽
    • хорошо
    • +76
    • спецраздел:
    • банки,
    • брокеры
    • комментировать
    • ★14
    • Комментарии ( 28 )

    Органы валютного контроля

    Органы валютного регулирования и валютного контроля осуществляют контроль на территории Российской Федерации. К этим органам относят прежде всего, ЦБ РФ и Правительство РФ.

    К их функционалу относится:

    • издание нормативных актов, которые должны исполнять все стороны;
    • осуществление надзора за проведением валютных операций;
    • проведение проверочных мероприятий по операциям в валюте.

    А также эти органы регулируют процесс учета и отчетности. Должностные лица компетентных органов обладают правом проверять документацию, приостанавливать действие лицензий на осуществление операций и так далее. Причем вся информация, полученная этими лицами, должна быть сохранена как коммерческая тайна.

    Этапы валютного контроля

    Процедура валютного контроля состоит из нескольких этапов. Разберемся в них несколько подробнее.

    На практике весь процесс происходит так:

    1. Собирается полный пакет документации, который подтверждает, что сделка правомерна. В зависимости от типа сделки пакет бумаг может отличаться.
    2. Агент валютного контроля проводит операцию. Для этого может потребоваться открыть доп. счет.
    3. Открывается паспорт сделки (если это нужно).
    4. Информацию вносят во все базы данных.
    5. Резервируются средства для исполнения сделки.
    6. После того как сделка будет исполнена, резерв возвращается.
    7. Осуществляется закрытие сделки и формирование отчетности по ней.

    Проанализировав алгоритм, мы видим, что валютный контроль является составной частью в обычной сделке. Он будет произведен, если сделка входит в число тех, осуществление которых должно проходить под контролем государства.

    Валютный контроль становится жестче, несмотря на обещание либерализации. Есть ли проблемы у физлиц?

      • 05 июня 2019, 17:18
      • |
      • Lumumba
  • В конце мая первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов говорил, что в весеннюю сессию Госдума примет законопроект о смягчении валютного контроля для бизнеса: штрафы за нарушения валютного законодательства будут снижены в 20 раз — до 3–5%, требование возврата валютной выручки, если контракт заключен в рублях, будет отменено с 2020 года, а с 2024 года власти вовсе откажутся от требования ее репатриации, независимо от валюты.

    Однако, из-за того, что с 2016 года часть функций валютного контроля перешла от упраздненного Росфиннадзора к Федеральной налоговой службе (ФНС), одному из самых эффективных российских контролеров, валютный контроль только ужесточился. Возможностей у ФНС гораздо больше — налоговики могут получать информацию от российских банков, компании-нерезиденты обязаны перед ними отчитываться, и с прошлого года заработал обмен налоговой информацией с 86 юрисдикциями. Россия с тех пор получила данные из 58 стран.

    Сейчас список операций, которые можно проводить через зарубежные счета, сильно ограничен, большую часть операций резиденты обязаны проводить через российские банки. Теперь власти стали гораздо внимательнее к зарубежным транзакциям резидентов еще на этапе проверки. Ужесточился и надзор за репатриацией валютной выручки: компании штрафуют даже при незначительной просрочке, а с прошлого года возвращать требуют не только выручку, но и займы. Чтобы избежать разбирательств с налоговиками, российские компании вынужденно регистрируют иностранные юрлица и почти не открывают счета в зарубежных банках — операций, которые разрешено через них проводить, все равно слишком мало.

    Я собираюсь перейти на обслуживание к зарубежному брокеру, пока думаю к какому. Поскажите, пожалуйста, кто торгует через западных брокеров, есть у физических лиц проблемы с валютным контролем?

    • спасибо ₽
    • хорошо
    • +50
    • спецраздел:
    • банки
    • комментировать
    • ★4
    • Комментарии ( 27 )
    Читайте так же:  Срок рассмотрения электронной декларации 3 ндфл

    О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ с 01.01.20 г.

      • 06 октября 2019, 19:02
      • |
      • Alesa
  • Изменения 173-ФЗ в основном касаются в части режима использования резидентами зарубежных счетов, теперь нет разногласий по поводу каких счетов говорилось в законе. Счета-не только открытые в банках, но и счета, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами РФ. Иные счета финансового рынка- не поименованы, но есть на этот счет мнение ФНС. Основные изменения вступают в силу с 01.01.2020 года.

    Организации финансового рынка.

    Есть мнение ФНС России, согласованное с Минфином России и Банком России. Перечень некоторых видов организаций, которые следует относить к организациям финансового рынка для целей исполнения главы 20.1 Налогового кодекса Российской Федерации https://legalacts.ru/doc/perechen-nekotorykh-vidov-organizatsii-kotorye-sleduet-otnosit-k-organizatsijam/

    В силу прямого указания в пункте 2 статьи 142.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организациями финансового рынка признаются: кредитная организация, страховщик, осуществляющий деятельность по добровольному страхованию жизни, профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность, управляющий по договору доверительного управления имуществом, негосударственный пенсионный фонд, акционерный инвестиционный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, центральный контрагент, управляющий товарищ инвестиционного товарищества.

    • спасибо ₽
    • хорошо
    • +100
    • спецраздел:
    • брокеры
    • комментировать
    • ★41
    • Комментарии ( 42 )

    Непростые упрощения валютного контроля

    2 августа Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании ивалютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств«.

    Закон на 17 листах содержит довольно много положений, вносящих послабления в жизнь резидентов. И это не только изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле, но и «самостоятельные» нормы. Разберем основные из них.

    1) Пожалуй, одно из самых долгожданных изменений, которое давно анонсировалось Правительством и финансовыми ведомствами, находится в последней статье закона, вместе с нормами о порядке его вступления в силу. В п 4 ст. 2 закона содержится положение о неприменении к некоторым сделкам положений п. 1 ч. 1 ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле, а именно требований о репатриации рублевой выручки по внешнеторговым договорам в соответствии с условиями сделок. В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов.

    Во-первых, послабления коснулись поставки некоторых непродовольственных товаров под следующими кодами ТН ВЭД:

    — группы 25 «Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент», за исключением позиций под кодами 2523;

    — группы 26 «Руды, шлак и зола»;

    — группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0, 2711 29 000 0; 2716 00 000 0);

    — группы 29 «Органические химические соединения» в части циклических углеводородов кодов 2902;

    — группы 71 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» в части кодов 7101, 7102, 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8) и 7112;

    — группы 72 «Черные металлы» в части отходов и лома черных металлов кода 7204;

    — группы 74 «Медь и изделия из нее» в части медного штейна и меди осажденной кода 7401 00 000 0 и медных отходов и лома кода 7404;

    — группы 75 «Никель и изделия из него» в части никелевых штейнов и агломератов его оксидов кода 7501, а также никелевых лома и отходов кодов 7503;

    — группы 76 «Алюминий и изделия из него» в части алюминиевых лома и отходов кодов 7602;

    — группы 78 «Свинец и изделия из него» в части свинцовых лома и отходов кода 7802;

    — группы 79 «Цинк и изделия из него» в части цинковых лома и отходов кода 7902

    — группы 80 «Олово и изделия из него» в части оловянных лома и отходов кода 8002;

    — группы 81 «Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них» в части лома и отходов из: вольфрама и изделий из него; молибдена и изделий из него; тантала и изделий из него; магния и изделий из него; кобальтового штейна, кобальта и изделий из него; кадмия и изделий из него; титана и изделий из него; циркония и изделий из него; сурьмы и изделий из нее; марганца и изделий из него; бериллия и изделий из него; хрома и изделий из него; таллия и изделий из него; ниобия (колумбия), рения, галлия, индия, ванадия, германия и изделий из них; металлокерамики т изделий из нее.

    В отношении экспорта указанных товаров закон предусматривает поэтапную отмену требования о репатриации резидентами валюты РФ:

    • с 1 января 2020 года — в отношении не более 10 % суммы договора;
    • с 1 января 2021 года — в отношении не более 30% суммы договора;
    • с 1 января 2022 года — в отношении не более 50% суммы договора;
    • с 1 января 2023 года — в отношении не более 70% суммы договора;
    • с 1 января 2024 года — в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

    Во-вторых, с 1 января 2020 полностью отменяется требование о репатриации рублевой выручкипо иным внешнеторговым договорам, за исключением внешнеторговых договоров на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов под кодами 4401 — 4403 99 000 9. Исходя из буквального смысла принятой нормы, это правило касается также договоров о выполнении работ и оказании услуг.

    Данные правила об отмене требований о репатриации не распространяются на внешнеторговые договоры ФГУПов, ФГБ(а)У и резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне.

    При этом с момента вступления в силу закона (01.01.2020 года) на счета резидентов (юридических и физических лиц, в т.ч. ИП) в зарубежных банках можно будет зачислять рублевую выручку по контрактам, в отношении которых отмены требования о ее репатриации на счета в уполномоченных банках. Полагаем, что данная норма подлежит применению с учетом того, что отмена требований о репатриации вводится постепенно.

    Иными словами, если на внешнеторговый контракт резидента распространяется действие нормы п. 4 ст. 2 комментируемого закона, то российская организация сможет не получать рублевую выручку на свои счета в уполномоченных российских банках, но сможет зачислить ее на зарубежные счета.

    Читайте так же:  Налог на недвижимость в республике беларусь

    Отметим, что без этого уточнения получение от нерезидента рублевой выручки на счета в зарубежных банках могло бы при формальной оценке быть признано незаконной операцией, за которую резидент мог поплатиться штрафом, несмотря на то, что неполучение этой суммы не было бы нарушением.

    Отметим, что положения п. 4 ст. 2 закона многими воспринимаются как безусловная отмена требований о репатриации валютной выручки, то есть необязательность ее получения в каком-либо виде.

    Однако следует обратить внимание на новое требование, которое появится в части 4 ст. 24 закона о валютном регулировании и валютном контроле. Оно гласит, что «резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации,если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, были отменены».

    На наш взгляд, данное положение не позволяет резидентам вовсе отказаться от истребования у нерезидентов рублевой выручки по вышеупомянутым внешнеторговым контрактам.

    Они должны ее получить любым иным разрешенным законом способом, например, зачислить на счета в зарубежных банках, или провести зачет, если это допускают положения ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле.

    При этом в настоящее время административная ответственность по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ. Если у резидента такая обязанность по получению рублевой выручки на счета в уполномоченных банках отсутствует, то и привлечь его к ответственности за такое нарушение по этой норме не получится. Для этого законодатель должен внести соответствующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ.

    2) Откорректирован и дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами.

    Так, физлицам-резидентам разрешили направлять иностранную валюту со своих счетов в российских банках, на зарубежные счета физлиц-резидентов, находящихся за пределами РФ более 183 дней в календарном году, и осуществляющих там предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в оплату полученных от них товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

    Иными словами, такой получатель платежа должен иметь за рубежом статус, подобный российскому ИП, а плательщик должен иметь подтверждение этого, ведь часть 4 ст. 23 закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена правом контролирующих органов истребовать у резидента «документы, подтверждающие право физического лица — резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства».

    В случае непредоставления таких документов операция может быть признана незаконной, что влечет назначение штрафа в размере от 75 до 100 процентов ее размера.

    Соответственно этому новому правилу часть 5 ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле добавляется положением о праве резидентов зачислить денежные средства по таким операциям на свой счет в зарубежном банке.

    3) Дополнен список случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на зарубежные счета резидентов.

    Так, на счета в зарубежных банках резиденты смогут зачислять «выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, доходы от реализации учитываемых на таких счетах драгоценных металлов. ».

    При этом, на наш взгляд, говоря о «требованиях законодательства иностранного государства», законодатель имеет в виду, что они должны предусматривать зачисление такого дохода только на счета страны его происхождения. Ведь сложно себе представить, что законодательство может не предусматривать выплату владельцу актива дохода от его продажи. Видимо, резидентам необходимо будет подтверждать, что источник выплаты дохода по закону его страны не вправе перечислить денежные средства на счет клиента в российском банке, о чем у резидента должны быть соответствующие доказательства (запрос или поручение с указанием реквизитов счета в российском банке, на который нужно зачислить доход, и ответ о невозможности проведения данной операции таким образом).

    Отрадно, что закон наконец-то разрешил абсурдную ситуацию с зачислением на счета в зарубежных банках средств по договору на передачу в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту.

    В текущей редакции нормы на зарубежные счета разрешается зачислять только доходы по договору доверительного управления. То есть суммы прибыли, тогда как возврат основной суммы, переданной доверительному управляющему, должен осуществляться на счета в уполномоченных банках.

    Теперь же, правда с 2020 года, на счета в зарубежных банках может быть зачислена и «основная сумма», ранее переданная в доверительное управление нерезиденту, однако при условии, что счета открыты в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

    Кроме того, закон о валютном регулировании и валютном контроле пополнился нормой о возможности физлиц-резидентов получать от нерезидентов любые денежные средства в любой валюте на счета (вклады) в зарубежных банках, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет с РФ обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

    4) Также закон отменил для физлиц — резидентов требование о представлении отчета о движении средств в некоторых случаях.

    С 2020 г. не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по своему зарубежному счету могут не только те, которые проживают за рубежом более 183 дней в календарном году, но и некоторые другие, в отношении которых будет выполняться совокупность следующих условий:

    1) банк, в котором расположен счет, расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, которое осуществляет автоматический обмен информацией с РФ;

    2) общая сумма денежных средств, зачисленных (списанных) на такой счет за отчетный год либо остаток денежных средств на таком счете на конец отчетного года, если зачисление средств на него не осуществлялось, не превышает 600 тыс. руб. (эквивалентную сумму в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года).

    5) Наконец, необходимо упомянуть о появлении в законе такой категории организаций, как «иные организации финансового рынка».

    Исходя из новых положений ст. 12 названного закона, под ними будут пониматься организации, которые в соответствии с личным законом (законом страны места регистрации таких организаций) имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

    Читайте так же:  Пропорциональная шкала индивидуального подоходного налога

    На такие счета будут распространяться требования ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле о представлении уведомлений, в том числе о представлении отчетов о движении денежных средств.

    Также указано, что резиденты вправе зачислять на такие счета денежные средства «в случаях, установленных ЦБ РФ».

    Данное определение довольно широкое, что, на наш взгляд, может повлечь за собой множество споров о принадлежности счетов, на которых размещаются денежные средства резидентов, к этой категории организаций. Может быть оно станет более понятным после издания соответствующих разъяснений ЦБ РФ.

    Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

    В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

    Операции, подлежащие обязательному валютному контролю

    Обязательному валютному контролю подлежат только 3 разновидности сделок:

    Сделки, в которых участвуют внешние и внутренние ценные бумаги. Если у ценных бумаг номинал в долларах США или другой валюте, то сделки подлежат ВК.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Расчеты между резидентами и нерезидентами. Все стороны должны соблюдать законодательство, но в то же время, они имеют право на защиту своих прав.

    Сделки с расчетами в валюте других стран. Если валюта является платежным средством по контракту с компанией, находящейся за рубежом, эта сделка подлежит ВК.

    Отметим, что не все операции осуществляются под контролем. Какие операции не подлежат валютному контролю? ВК охватывает только те ситуации, когда товар пересекает границу нашей страны. Не контролируются те валютные операции, когда товар фактически в Россию не ввозится.

    Тинькофф начинает кошмарить валютных вкладчиков

      • 30 ноября 2018, 17:59
      • |
      • FT
  • Все уже в курсе что ЦБ ужесточает правила продажи валюты физ. лицам?
    Ну так вот, сегодня получил такое письмо от Тинькофф Банка:

    Это при том, что после каждого перевода мне звонили из их валютного контроля и я отвечал на все вопросы.

    Как вы считаете, какие документы по ценным бумагам им нужны? Я не очень представляю что они хотят.

    Новое в валютном регулировании и контроле

    В августе были приняты обширные поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые сегодня комментирует зам.директора по юридическим проектам Ольга Вячеславовна Анферова.

  • Какие операции попадают под валютный контроль нерезидентов

    Если валютные резиденты попадают под серьезный валютный контроль и должны постоянно отчитываться о движениях по своим счетам в иностранной валюте (а еще чего хуже, открытых в иностранных банках), то с нерезидентами такого уровня контроля добиться невозможно. Ну как можно обязать посольство Германии в России или представителей Гринписа отчитываться о движениях по своим счетам? Так что действующее в РФ валютное законодательство не устанавливает никаких специальных требований, касающихся осуществления нерезидентами платежей. Но только если эти платежи проходят в иностранной валюте.

    А вот если нерезиденты осуществляют операции в рублях, тогда ситуация кардинально меняется — сразу возникает необходимость в формировании отчета. Есть даже специальная Инструкция Банка России, выпущенная в августе 2017 года под номер № 181-И, которая регулирует порядок представления нерезидентами своим банкам подтверждающих документов и другой информации при осуществлении таких операций.

    Одна радость: это требование касается исключительно юридических лиц, о чем прямо сказано в п. 1.5. настоящей Инструкции. Так что физические лица могут спать спокойно в прямом и переносном смыслах этого слова. Даже если они и попадают в поле зрения проверяющих органов (например, взаимодействуя финансово с резидентами), то требование отчитываться предъявляется к резидентам, а не к ним.

    Налогообложение и валютный контроль трейдеров Forex.

    Тема о налогообложении и некоторых новинках валютного контроля в среднем мало кого интересует, но я на практике столкнулся с этими вопросами и был неприятно удивлен некоторыми нюансами, о которых 90% наших трейдеров, а также пассивных инвесторов ПАММ счетов, наверное тоже не знают.

    А знать это нужно, так как все помнят, что незнание не освобождает от ответственности, а она в плане штрафов в налоговой части, достаточно суровая.

    Сразу напишу, что потратил на изучение, осмысление, упорядочивание и оформление этих двух статей на своем сайте больше недели. Из-за этого извините, но ссылок на свой сайт не избежать, потому что в рамках этого поста так красиво и понятно все не оформить, но в этом и мой интерес в небольшой рекламе себя любимого).

    Кому полезны эти мои статьи?

    На мой взгляд — абсолютно всем валютным трейдерам и инвесторам ПАММ счетов.

    Судя по статистике наших лицензированных дилеров, у нас 99% трейдеров и инвесторов на Forex открывают счета в иностранных компаниях. А сейчас, по новым изменениям в валютных законах, эти компании относятся к прочим финансовым организациям и полность попадают под все те же определения, что раньше и банки. Поэтому открыв счет в такой иностранной компании Вы должны полностью понимать, что попадаете под валютный контроль и соответствующее налогообложение.

    Другой вопрос исполнять или не исполнять?

    Так вот если ваш дилер зарегистрирован в стране являющейся членом организаций ОЭСР и ФАТФ, то Вы должны понимать, что информацию о движениях на своих счетах, а также полученных доходах, перед Российскими налоговыми органами, скрыть не получится.

    Если дилер зарегистрирован в офшорных зонах, то Вы уже рисковый человек), пока можете и не исполнять на свой страх и риск.
    Но это пока не поймали за одно место, потому что исполнять то обязаны.

    На что серьезно советую обратить внимание.

    Особенно интрадеям и их инвесторам.

    Это пункт в моей статье о налогообложении — “Доходы в валюте”.

    “Если у клиента открыт счет в иностранном банке (касается и дилеров тоже) в иностранной валюте, то необходимо учитывать полученные доходы и расходы от торговли, в рублях, по курсу ЦБ РФ каждый день”.

    То есть Вы должны будете сесть, открыть свой стейт, открыть сайт ЦБ РФ и кропотливо пересчитать доход за КАЖДЫЙ ДЕНЬ в рублях. Каждый божий день, Карл. ))))

    Вот это мне испортило все настроение. Вот этого я не знал, как и некоторые другие нюансы, которые я выяснил в процессе.

    Читайте так же:  Когда начисляется налог на недвижимость физических лиц

    Полный оригинальный текст статей находится тут:

    Там описано когда и куда нужно бежать, что сдавать и что будет за то, что Вы этого не сделаете.

    Вот некоторая памятка.

    Возможно на моем сайте еще найдете для себя что-то интересное, так как я провожу торги валютной парой EUR/USD в прямом эфире.

    валютный контроль

    Агенты валютного контроля

    В число агентов валютного контроля входят:

    • банковские организации, которые напрямую подчиняются ЦБ РФ;
    • структуры небанковского типа, в частности, ФНС;
    • государственная корпорация — Внешэкономбанк.

    Данные агенты, осуществляя контроль, выполняют ряд функций:

    • оформляют один или несколько расчетных счетов участникам сделок;
    • проверяет все бумаги на соответствие действительности;
    • регистрируют всю информацию по сделке в соответствующих базах данных;
    • осуществляют открытие паспорта операции;
    • закрывают операцию;
    • создают отчет по проведенной сделке.

    Документы для валютного контроля

    Уточним, что банковская организация может затребовать у вас только ту документацию, которая имеет непосредственное отношение к осуществляемой сделке.

    • паспорта участников сделки;
    • документы, которые подтверждают гос. регистрацию;
    • различная таможенная документация (декларации и прочее);
    • паспорт сделки;
    • контракты, доверенности, счета-фактуры;
    • при необходимости — документация на недвижимость.

    А также предоставляется документация, подтверждающая право сторон осуществлять подобные сделки. Не стоит забывать брать в финансовом учреждении бумаги, подтверждающие, что операция с валютой успешно проведена.

    Валютный контроль за операциями нерезидентов

    Под валютным контролем понимается работа, которую выполняют специальные государственные органы и агенты в сфере соблюдения валютного законодательства, когда проводятся операции с использованием иностранной валюты. Все это помогает защитить российский рубль, сохранить планируемый в бюджете его курс по отношению к мировым валютам, что в конечном счете должно привести к стабильности экономики и ее прогнозируемому развитию.

    Органами валютного контроля выступают два крупнейших государственных института страны — Центральный банк и Правительство России. А вот агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные ЦБ. В принципе система построена логично: все крупные валютные операции сегодня проходят через банковские финансовые учреждения, так что они и требуют с участников сделок всю информацию и отчетность по проведенным операциям. А ЦБ ее потом консолидирует и обобщает.

    Формы и принципы валютного контроля

    ВК базируется на таких принципах:

    • исключается неоправданное вмешательство государства в операции;
    • система ВК и валютного регулирования едины;
    • права всех участников сделок защищаются на государственном уровне.

    Стоит также отметить несколько специфических принципов. В частности:

    1. Законность.
    2. Обязательность.
    3. Обеспечение коммерческой и служебной тайны.

    Виды, формы и методы валютного контроля находятся в развитии, так как в законодательство вносятся изменения. А теперь разберемся с каждым пунктом несколько подробнее.

    Методы контроля можно условно разделить на специализированные, основные и дополнительные. В понятие специализированных методов входят обследование и ревизия.

    К основным методам можно отнести наблюдение и проверку. К дополнительным же обычно относят различные запросы на получение информации и анализ полученных данных с использованием приемов аналитики.

    Если выделять отдельные виды валютного контроля, то они делятся на:

    • предварительный (происходит до момента, пока операция будет совершена);
    • текущий (осуществляется непосредственно в процессе совершения операции);
    • последующий (производится после того, как операция с валютой будет совершена).

    А также имеет место разделение на непосредственный и опосредованный контроль. В первом случае его осуществляют органы и агенты валютного контроля, во втором — Правительство РФ.

    Нерезиденты: определение и общие характеристики

    Основным законом, который регулирует деятельность в данной сфере, является Федеральный закон № 1730-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый еще в 2003 году и постоянно дополняемый и изменяемый в зависимости от целей и задач правительства.

    К нерезидентам относятся:

    • физические лица, которые не являются гражданами РФ;
    • граждане РФ, которые постоянно не проживают на территории страны. Недавно слово «постоянно» получило математический окрас: если гражданин России более 183 дней проводит за границей, то он автоматически становится нерезидентом для целей валютного контроля;
    • юридические лица, которые зарегистрированы не в России и работают не в соответствии с законодательством нашей страны;
    • организации (например, общественные, межправительственные и дипломатические), которые не имеют статуса юридических лиц, зарегистрированные за пределами РФ и действующие в соответствии с законодательством той страны, где они зарегистрированы;
    • подразделения и представительства этих компаний и организаций, которые ведут свою деятельность на территории России.

    Для чего нужен валютный контроль

    Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

    Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

    Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

    Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

    В функционал органов валютного контроля входит:

    • издание нормативных актов;
    • контроль над исполнением положений законодательства;
    • надзор в сфере валютных операций;
    • проведение соответствующих проверок.

    В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

    При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

    Важно!

    Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

    Этапы валютного контроля

    Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

    Читайте так же:  Налоговая отчетность по упрощенной системе налогообложения

    При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

    • заявление по форме банка;
    • учредительные документы;
    • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
    • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

    После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

    Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

    Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

    После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

    • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
    • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

    Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

    Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

    Какие документы нужно подавать в банк для контроля

    С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

    Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

    1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
    2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

    Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

    Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

    Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

    Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

    Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

    Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

    Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

    За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

    Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

    1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
    2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
    3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
    4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
    5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

    Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

    Источники

    Дружественный валютный контроль
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here