Деятельность коммерческого банка как агента валютного контроля

Деятельность коммерческого банка как агента валютного контроля

Библиографическая ссылка на статью:
Белоглазова К.А. Коммерческие банки как агенты валютного контроля // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13274 (дата обращения: 07.02.2019).

В связи с текущим положением российской экономической системы на международной арене и экономическими санкциями, введенными против нашей страны со стороны США и Европы, наиболее актуальным является исследование деятельности коммерческих банков как субъектов внешнеэкономических связей России.

На российскую экономику в настоящее время действует целый ряд дестабилизующих факторов: санкционная политика, рост геоэкономического напряжения, неопределенность в функционировании универсальных международных организаций [1, 2]. Неблагоприятное развитие внешних условий хозяйствования предъявляют новые требования к системе макроэкономического, в т.ч. валютного регулирования.

В соответствии с Федеральным законом №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» коммерческие банки являются уполномоченными банками, то есть кредитными организациями, имеющими право осуществлять операции в иностранной валюте [3].

Опыт развитых стран свидетельствует, что меры финансового характера могут играть ключевое значение в свете задах макроэкономической стабилизации [4, 5].

Коммерческие банки Ростовской области предлагают своим клиентам широкий спектр услуг, которые касаются внешнеэкономической деятельности. К ним можно отнести:

  • открытие и обслуживание счетов клиентов в иностранной валюте;
  • выдачу валютных кредитов;
  • куплю-продажу иностранной валюты и др.

Законодательство нашей страны требует установления валютного контроля за подобными транзакциями и услугами [6].

Источник: составлено автором на основе №173-ФЗ [3]

Рисунок 1 – Функции уполномоченных банков как агентов валютного контроля

Выше перечисленные функции осуществляются с целью обеспечения экономической безопасности страны, стимулирования развития экономики и внешнеэкономических отношений.

Одним из важнейших направлений внешнеэкономических деятельности коммерческих банков Ростовской области является установление корреспондентских отношений с другими банками. К сожалению, политика санкций выявила инновационную осталось и высокую уязвимость нашей банковской системы [7].

В рамках этого направления кредитные организации являются активными участниками международной ассоциации SWIFT, которая обеспечивает безопасность и быстроту при проведении платежей с банками-корреспондентами.

В сеть зарубежных банков-корреспондентов можно отнести Citibank NA (Нью-Йорк, США), СommerzbankAG (Франкфурт, Германия), SocieteGeneraleSA (Париж, Франция), UniCreditSpA (Милан,Италия), ErsteGroupBankAG (Вена, Австрия),RaiffeisenlandesbankOberoesterreichAG (Линц,Австрия).

Источник: составлено автором на основе данных Банки.ру [8]

Рисунок 2. Ностро-счета кредитных организаций Ростовской области, открытые в банках – корреспондентах, тыс. руб.

Источник: составлено автором на основе данных Банки.ру [8]

Рисунок 3. Лоро-счета кредитных организаций Ростовской области, открытые в банках – корреспондентах, тыс. руб.

На графике представлен оборот по валютным операциям в кредитных организациях Ростовской области за 2016 год

Источник: составлено автором на основе данных Банки.ру [8]

Рисунок 4. – Оборот по валютным операциям кредитных организаций Ростовской области в 2016 году, тыс. руб.

Выполняя функции агента валютного контроля, коммерческие банки Ростовской области сталкиваются с рядом проблем. Проблемы можно разделить на два вида: проблема конкурентоспособности коммерческих банков и проблема коммерческого банка, как агента валютного контроля [9].

Коммерческие банки выступают в качестве как активных, так и пассивных участников правоотношений. С одной стороны, банки осуществляют контроль за проведением валютных операций, а с другой, сами подвергаются валютному контролю со стороны Центробанка Российской Федерации.

Для того чтобы соответствовать стандартам международного банкинга необходимо постоянно внедрять новые технологии. Для нормального функционирования в кризисных ситуациях российская банковская система нуждается в реорганизации.

Для подтверждения необходимости реорганизации российской банковской системы рассмотрим динамику снижения кредитных организаций в Южном федеральном округе (Таблица 1)

Таблица 1 – Динамика снижения количества кредитных организаций в 2012-2016 гг. по Южному федеральному округу

Количество кредитных организаций в регионе

Количество филиалов в регионе

Головной офис в данном регионе

Головной офис в другом регионе

Источник: составлено автором на основе данных ЦБ РФ [10]

В связи с этим можно говорить о проведении реформ, касающихся четкого распределения функций, которыми наделены как агенты, так и органы валютного контроля. Это позволит наладить механизм контроля за проведением валютных операций. Коммерческие банки Ростовской области будут уходить от выполнения функций выявления и предупреждения коммерческих преступлений. То есть банки смогут непосредственно работать над их главной целью – увеличением прибыли [11].

В условиях геополитической нестабильности необходимо отметить высокий шанс быть подверженным валютным риском. Всем известно, что полностью избежать риска является невозможным, то для того чтобы минимизировать издержки необходимо применять различные методы управления валютными рисками.

Риск убытков от валютных операций возникает, прежде всего, при появлении курсовой разницы. В данном случае снижения валютных рисков применяется анализ движения курсов валют. Курсы валют можно проанализировать с помощью фундаментального и технического методов.

При фундаментальном методе специалисты регулярно отслеживают макроэкономические показатели развития стран и делают прогноз изменения курсов валют. Технический метод прогнозирования курсов валют основан на математической системе, которая позволяет автоматически подавать сигналы к купле-продаже иностранной валюты.

Внутри коммерческого банка установление лимитов на совершение валютных операций является базовым методом управления валютными рисками. К таковым относят лимиты на операции с партнерами и клиентами, лимиты на иностранные государства, лимиты убытков и прочие.

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что коммерческие банки являются важнейшим звеном в развитии российской экономической системы, обеспечивая проведение валютных операций, установлении корреспондентских отношений с зарубежными партнерами и выступая агентом валютного контроля. На данный момент развитие валютного рынка России сталкивается со сложной конфигурацией проблем формирования адекватной макроэкономической политики.

Читайте так же:  Калькулятор расчета пени по земельному налогу

Дальнейшее развитие национальной валютной системы с большой вероятностью потребует усиления роли коммерческих банков в осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.


В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Читайте так же:  Порядок проведения камеральной налоговой проверки кратко

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Особенности организации деятельности банка как агента валютного контроля — дипломная работа

Категория: Дипломные работы
Рубрика: Банковское дело, страхование
Размер файла: 143 Kb
Количество загрузок:
Количество просмотров:
Описание работы: дипломная работа на тему Особенности организации деятельности банка как агента валютного контроля
Подробнее о работе: Читать или Скачать
ВНИМАНИЕ: Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные Дипломные работы для сдачи преподавателю, чтобы заказать уникальные Дипломные работы, перейдите по ссылке Заказать Дипломные работы недорого
Смотреть
Скачать
Заказать

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заведующая кафедрой «Финансы и кредит»

ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА, КАК АГЕНТА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

(Приказ №________от «___»_____________________199__г.

Глава 1. Основы валютного регулирования и валютного контроля

1.1. История и опыт валютного регулирования и валютного контроля за рубежом

1.2. Валютное регулирование в послереволюционной России


1.3. Структура и цель валютного законодательства в Российской Федерации

Глава 2. Роль уполномоченного банка в системе валютного регулирования и валютного контроля

2.1. Структура органов и агентов валютного контроля

2.2. Положение уполномоченных банков в системе валютного контpоля. Пpава, обязанности и ответственность

2.3. Взаимоотношения уполномоченных банков с органами и агентами валютного контроля

Глава 3. Методические основы организации работы валютного отдела коммерческого банка с точки зрения требований валютного контроля

3.1. Оpганизационно-пpавовые основы совеpшения валютных опеpаций в уполномоченном банке

3.2. Технологическая последовательность осуществления валютного контpоля за опеpациями клиентов уполномоченного банка

3.3. Поpядок осуществления и особенности осуществления валютного контpоля за поступлением валютной выpучки в уполномоченном банке

3.4. Методические рекомендации по открытию и организации работы обменных пунктов уполномоченных банков

Читайте так же:  Налоговый вычет работающему родителю ребенка инвалида

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Видео (кликните для воспроизведения).

Пpиложение 1. Основные термины валютного законодательства

Приложение 2. Валютное регулирование и валютный контроль за рубежом

Приложение 3. Правовая база осуществления валютных операций в КБ

Приложение 4. Порядок открытия и регистрации ОП РФ

Приложение 5. Памятка по оформлению валютно-обменных операций

Приложение 6. Порядок совершения операций в обменном пункте КБ

Приложение 7. Функции кассира при совершении валютно-обменных операций в ОП КБ

Приложение 8. Порядок определения подлинности и платежности денежных знаков

Либерализация внешнеэкономической деятельности, режима иностранных инвестиций и порядка въезда и выезда граждан за рубеж обусловила выход на международный рынок тысяч российских самостоятельных хозяйствующих субъектов, проводящих масштабные операции в иностранной валюте, значительное двустороннее движение капитала и репатриацию валютной прибыли, многочисленные потоки выезжающих за границу туристов.

Иностранная валюта стала теперь доступной любому юридическому лицу и любому гражданину. Ее можно покупать в практически неограниченных размерах как для импорта товаров, так и в личных целях.

В таких условиях резко возрастает роль валютного регулирования и валютного контроля в стране.

«Есть определенная закономерность, которую подтвердила международная практика: деньги, которые убежали из страны, даже при установлении нормального инвестиционного климата не возвращаются полностью . Дело в том, что за период нахождения за рубежом они находят сферу прибыльного вложения — покупается недвижимость, делаются долгосрочные инвестиции» [26].

Финансовых средств, которые могли бы на нас работать, осуществить структурную перестройку в экономике, тратиться на покупку новых технологий, нет. Не хватает средств даже банкам, которые кредитуют крупные предприятия. Мало какой банк может осилить инвестиционную программу для предприятия — гиганта. Если предприятие оставило сегодня выручку за рубежом, завтра оно оказывается неплательщиком. Послезавтра — начинает обращаться за помощью к правительству. Нужно платить зарплату, делать какую-то реконструкцию и т.д. Были периоды, когда правительство давало эти деньги — необеспеченные и под нерыночный процент. Средства уходили, вызывая волну инфляции и создавая порочный круг.

Одновременно недостаток валюты у экспортера приводит к тому, что наши банки порой не имеют достаточно средств, чтобы начать работать с валютой. Ведь, когда устанавливаются корреспондентские отношения с иностранным банком, тот выясняет, сколько у контрагента валюты. Многие банки могут похвастаться лишь 1-5 миллионами долларов, что, конечно же, мало. Эти банки никто всерьез не воспринимает. Они ограниченны в дееспособности. Их аккредитивы и гарантии не принимаются. Если же кто-то подтверждает аккредитивы таких банков, то требует 100% покрытия. Сегодня у нас только самые крупные российские банки могут похвастаться, что первоклассные иностранные банки им подтверждают аккредитивы при наличии 70-80% покрытия. Это показатель доверия международной банковской системы к нашей. Из-за того, что деньги не поступили в страну, не развивается надлежащим образом банковская система. Неразвитость последней в свой черед понуждает крупнейшие предприятия апеллировать к ЦБ об открытии счета за границей. Наши банки не могут обеспечить банковское обслуживание по международным стандартам. Элементарные гарантии банков на финансовом рынке Запада не принимаются.

Говоря о системе валютного контроля, не следует забывать, что она ориентирована на принятие ряда административных мер, препятствующих утечке капитала из страны. Однако главная причина бегства капитала заключается в экономической ситуации, складывающейся в государстве. Государственный валютный контроль постоянно совершенствуется. Поэтапно вводятся системы отслеживания не только экспортных и импортных операций, но также бартерных и связанных с экспортом-импортом услуг.

Цель данной работы заключается в более глубоком осмыслении понятий валютного регулирования и валютного контроля, в попытке проследить технологическую последовательность осуществления уполномоченными банками функций агентов валютного контроля.

Вместе с тем хотелось бы систематизировать валютное законодательство в привязке к каждой банковской операции с иностранной валютой.

Кроме того, данная работа преследует практическую цель, которая заключается в создании методического материала для обучения специалистов внешнеэкономической деятельности коммерческих банков, что в отсутствие хорошей методической литературы очень немаловажно.

Хотелось бы верить, что благоприятный инвестиционный климат установится в России до завершения введения всей системы валютного контроля и сделает ее излишней. В этом случае экономика страны может получить вместо бегства приток капиталов.

1.3. Стpуктуpа и цель валютного законодательства Pоссийской Федеpации.

Pазговоp о том, какой должна быть цель валютного законодательства в стране необходимо начать с основного: валютной гpаницы стpаны. Дело в том, что каждая стpана имеет много гpаниц: это — гpаница геогpафическая, где кончается ее теppитоpия и начинается чужая, это гpаница таможенная, за котоpой товаp считается вывезенным из стpаны или ввезенным в нее, это гpаница денежная и валютная, когда денежные сpедства покидают наше денежное обpащение или поступают в него. Последние гpаницы далеко не всегда совпадают с геогpафическими. Например: товаpы, находящиеся на таможенных складах, поступили на теppитоpию физически, но юpидически еще гpаницу не пеpесекли.

Что же говоpить о денежных сpедствах, когда валютные счета неpезидентов в банках стpаны, пpедставляют собой своеобpазный валютный анклав и зачисление сpедств на них pегулиpуется во всех стpанах как платеж за гpаницу, т.е. как вывоз денег за поступившие в стpану матеpиальные ценности или как вывоз капитала.

«В целом юpидической валютной гpаницей является момент пеpехода сpедств из собственности лиц, относимых к pезидентам, в собственность лиц, относимых к неpезидентам. Последние как находящиеся за юpидической валютной гpаницей могут свободно pаспоpяжаться своей валютой». [26]

Однако, такое толкование валютной гpаницы, являясь юpидически веpным, тpебует дополнения, если мы говоpим об экономической гpанице между национальным денежным обpащением и обpащением денежных сpедств за гpаницей. В самом деле, поступившие в страну сpедства не входят в денежный обоpот стpаны, пока валюта не пpодана за национальные деньги.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога срок давности

Таким обpазом, валютные счета даже pезидентов пpедставляют собой вычет из внутpеннего денежного обpащения в стpане и пpибавление к обpащению дpугих стpан, своеобpазный вывоз капитала. Можно возpазить, что сpедства на валютных счетах пpедпpиятий деpжатся в банках стpаны и их нахождение на валютных счетах за гpаницей в пpинципе тpебует специального pазpешения. Но дело в том, что сами банки стpаны пеpеpазмещают эти сpедства на своих счетах за гpаницей пpямо (если имеют генеpальную лицензию) или косвенно (пpи наличии огpаниченной лицензии), так что нахождение валюты на счетах pезидентов ничего не меняет.

Из этих, казалось бы теоpетических положений вытекает целый pяд пpактических последствий.

Во-пеpвых, валютный контpоль может и должен быть оpганизован таким обpазом, чтобы контpолиpовалось законное пеpемещение сpедств из стpаны в стpану, эквивалентное импоpту и экспоpту товаpов, услуг и движению капиталов, т.е. не должно быть не только неоплаченного (или недоплаченного) экспоpта, но и неоплаченного импоpта, бестоваpного пеpемещения денег. Поступление в стpану валюты всегда имеет под собой законную базу: платеж за импоpт, кpедит , инвестиции, даpы, пеpеводы на законные цели. Если же такой базы не имеется, то ясно, что цель иная: тем или иным способом совеpшить пpотивозаконную сделку для получения супеpдохода неpезидентом, естественно, за счет нашей стpаны.

Во многом тяжелое положение в стpане не только, и не столько pезультат нашей бедности, но и, в большей степени, нашей бесхозяйственности.

» Где же выход? Hаша стpана должна иметь контpолиpуемые гpаницы. Пpичем пpавила пеpесечения гpаниц, что означает внешнетоpговое, таможенное и валютное pегулиpование, должны быть установлены и соблюдаться. Это относится и к экономическим гpаницам, включая валютную. Такого положения можно достичь только установлением законодательства и оpганизацией стpуктуp, контpолиpущих его соблюдение. Отсутствие этого на пpотяжении многих лет послужило немаловажным фактоpом не только в обнищании стpаны и в пpоцессах инфляции, оно пpотиводействует pазвитию pефоpм, напpавляемых на пеpеход к pынку, к откpытой экономике, искусственно создавая неpавные условия деятельности для pазличных пpедпpиятий в зависимости от того, pаботают они на внешний или внутpенний pынок.» [25]

Валютные отношения всех участников внешнеэкономической деятельности в России pегулиpуются Законом «О валютном pегулиpовании и валютном контpоле».

Втоpой pаздел данного Закона («Валютное pегулиpование») статья «Защита валюты Pоссийской Федеpации» (ст.2) вводит важнейшее положение о том, что pасчеты между pезидентами осуществляются в валюте Pоссийской Федеpации без огpаничений. А в статье 3 подтвеpждено пpаво собственности pезидентов и неpезидентов на валютные ценности в Pоссийской Федеpации, котоpое защищается госудаpством наpяду с пpавом собственности на дpугие объекты собственности.

В тексте Закона почти отсуствуют детальные ноpмы валютного pегулиpования. Это объясняется тем, что закpепление на уpовне Закона на достаточно пpодолжительный сpок того или иного набоpа валютных огpаничений не дало бы пpактической возможности опеpативного pешения отдельных более или менее значительных пpоблем пpоведения суб»ектами pынка валютных опеpаций в условиях быстpо меняющейся экономической ситуации. Многие положения Закона только пpедстоит наполнить pеальным содеpжанием в соответствии с действительной хозяйственной жизнью в Pоссийской Федеpации.

Основным исполнителем данной задачи стал Центpальный банк Pоссийской Федеpации — правопpеемник Госудаpственного банка СССP как оpгана валютного pегулиpования. [45 ст.9]

Устанавливая основополагающие положения валютного законодательства, законы Pоссии пpедоставляют Центpальному банку Pоссии шиpокие полномочия опpеделять пpавила совеpшения pасчетных, кpедитных и иных опеpаций, обязательные как для пpедпpиятий, так и для коммеpческих банков. Это могут быть пpавила, котоpые ЦБ Pоссии издает в pазвитие законодательных ноpм в связи с необходимостью их конкpетизации и особенностями пpименения. Так указанный выше Закон «О валютном pегулиpовании и валютном контpоле» содеpжит около 40 поpучений ЦБ PФ на издание инстpукций и дpугих пpавовых актов по конкpетным вопpосам опеpаций с валютой.

Со дня выхода вышеупомянутого Закона Банком России была реализована часть поручений, определенных Законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Данные об основных принятых нормативных документах даны в таблице № 2.

22. . Обязанности коммерческих банков как агентов валютного контроля.

Базовыми законодательными документами, регулирующими проведение валютного контроля в стране, являются Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615-1 и Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 31 мая 2001 г. № 72-ФЗ. Законом определены следующие направления валютного контроля:

определение соответствия проводимых операций действующему законода-тельству;

проверка исполнения обязательств участниками внешне-экономических связей перед государством;

проверка обоснованности платежей;

проверка полноты учета и отчетности по валютным операциям.

В этом законе четко определены органы и агенты валютного контроля. Согласно ст. 12 (п. 3) Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 и ст. 11 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 72-ФЗ, органами валютного контроля являются:

Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ);

федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами;

федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.

23. Основания возникновения, изменения и прекращения банковских правоотношений.

24. Основная форма взаимодействия банка и клиента. Понятие и содержание договора банковского счета. Виды банковских счетов.

Отношения между кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Читайте так же:  Налог приходит на квартиру на ребенка

По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту, денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Сторонами договора являются:

Содержание договора составляют следующие права и обязанности сторон.

1. Основные правомочия банка по договору банковского счета:

· принятие денежных средств клиента на его банковский счет;

· открытие и ведение счета клиента;

· зачисление на банковский счет клиента поступающих для него денежных сумм и списание средств со счета на основании распоряжения клиента;

· своевременное и правильное совершение по поручению клиента расчетно-кассовых операций;

· соблюдение установленных законом, договором, банковскими правилами и обычаями делового оборота требований о порядке и сроках проведения платежей;

· осуществление кассовых операций;

· уплата клиенту процентов за пользование банком денежными средствами, находящимися на счете, сумма которых зачисляется на счет в сроки, предусмотренные договором.

По данному виду банковских операций банк учитывает следующие виды процентов:

а) начисленные (накопленные) проценты по пассивным операциям банка – проценты, причитающиеся к уплате клиентам банка по привлеченным от них денежным средствам и учитываемые на счете по учету обязательств банка по уплате процентов;

б) уплаченные проценты по пассивным операциям банка – проценты, зачисленные на счета клиентов банка, уплаченные в установленном порядке наличными денежными средствами из кассы банка, списанные с корреспондентского счета банка-заемщика, зачисленные на корреспондентские счета банка-кредитора;

в) просроченные обязательства банка по уплате процентов.

Бухгалтерский учет операций по отнесению сумм начисленных процентов как по привлеченным, так и по размещенным денежным средствам соответственно на расходы и на доходы банка осуществляется одним из двух методов: «кассовым» методом – отнесение банком-заемщиком начисленных по привлеченным денежным средствам процентов на его расходы производится на дату их уплаты; метод «начислений» – все проценты, начисленные в текущем месяце, не позднее последнего рабочего дня текущего месяца относятся на расходы банка.

Начисление процентов может осуществляться одним из четырех способов в соответствии с условиями договора: по формулам простых процентов; по формулам сложных процентов; с использованием фиксированной процентной ставки; с использованием плавающей процентной ставки; хранение банковской тайны о счетах клиента; право осуществлять кредитование банковского счета клиента.

2. Права и обязанности клиента:

· обязанность соблюдать предусмотренный действующим законодательством порядок открытия и ведения банковского счета;

· обязанность соблюдать требования закона, банковских правил в отношении порядка проведения безналичных расчетов и оформления расчетных документов;

· обязанность оплаты услуг банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете;

· право выбора формы безналичных расчетов, наиболее соответствующей интересам клиента.

Видами банковских счетов являются:

1) расчетный счет – открывается юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, для проведения платежных операций по всем расчетам. Филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям предприятий открываются расчетные счета при представлении ходатайства предприятия. В числе документов, необходимых для открытия счета, клиент обязан предоставлять:

– справки о постановке на налоговый учет;

– об открытии счета клиент обязан уведомить внебюджетные фонды;

2) текущие счета открываются организациям, не являющимися юридическими лицами: филиалам, представительствам, отделениям и др. По данным счетам, как правило, осуществляется ограниченный круг операций, связанных с основной деятельностью клиента, в частности с текущих счетов производятся:

– расходы на содержание аппарата управления;

– выдача средств на заработную плату;

– расходы и выплаты, связанные с выполнением функций представительства по иностранному страхованию;

3) к числу специальных счетов относятся:

– бюджетные счета – открываются предприятиям, организациям и учреждениям, которым выделяются средства за счет средств бюджетов различного уровня для целевого их использования. Бюджетные учреждения открывают, как правило, лицевые счета, которые ведутся Федеральным казначейством Минфина РФ. Денежные средства с бюджетных счетов расходуются, как правило, на: оплату труда работников; трансферты населению; оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам либо в соответствии с утвержденными сметами без заключения таких контрактов;

– валютные счета – открываются резидентам и нерезидентам в уполномоченных банках. Объектом данных счетов является иностранная валюта.

Нерезидентам открываются рублевые счета следующих типов:

1) рублевые счета типа «Т» (текущие);

2) рублевые счета типа «И» (инвестиционные); Нерезидентам, в том числе банкам, официальным представительствам, также открываются банковские счета в валюте РФ:

1) типа «К» (конвертируемый);

2) типа «Н» (неконвертируемые);

3) типа «Ф» (счет физического лица) для расчетов в валюте РФ;

4) ссудные счета обладают целевым характером.

Данные счета используются при осуществлении банковского кредитования. По ним невозможны расходные операции; кроме того, денежные средства на данные счета зачисляются опосредованно, т. е. через расчетные счета клиента;

Межбанковские счета открываются исключительно кредитным организациям. К числу подобных относятся:

а) корреспондентский счет – банковский счет кредитной организации (головной организации), открываемый в подразделении расчетной сети ЦБ, в других организациях;

б) корреспондентский субсчет – банковский счет, открываемый кредитной организацией своему филиалу в подразделении расчетной сети ЦБ;

в) счета межфилиальных расчетов (счета МФР) – счета, открываемые на балансах головной организации филиалов для учета взаимных расчетов;

Видео (кликните для воспроизведения).

г) корреспондентский счет «ЛОРО» – счет, открываемый банком-корреспондентом банку-респонденту, по которому банк-корреспондент осуществляет операции по перечислению и зачислению средств.

Источники

Деятельность коммерческого банка как агента валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here