Акт камеральной проверки налоговых деклараций

Камеральная проверка 3-НДФЛ

Форма 3-НДФЛ, сдаваемая в налоговый орган, подлежит проверке должностными лицами инспекции. Налоговый контроль позволяет выявить несоответствие информации, представленной в документах, имеющимся у плательщика обязательствам. И камеральная проверка 3-НДФЛ – одна из разновидностей данного контроля, за основу которого берут сданную декларацию.

Анализ на месте

Должностные лица обычно дополнительно не прибегают к иным разновидностям проверок. При этом камеральная ревизия не является выездной. Ответственных специалистов назначают в соответствии с отнесением плательщика к конкретной налоговой инспекции. Они проводят анализ данных, показанных в 3-НДФЛ, не посещая предприятия или какие-либо другие места.

Пропуск срока принятия решения по итогам камеральной проверки

Решение по итогам налоговой проверки должно быть принято инспекцией в течение 10 дней с момента истечения месячного срока, который, согласно п. 6 ст. 100 НК РФ, отведен на подачу возражений. Однако в Налоговом кодексе нет прямого указания на то, что неисполнение указанной нормы может повлечь отмену вынесенного решения. Отчасти поэтому налоговые органы не всегда исполняют предписание закона и нередко выносят решение по итогам камеральной налоговой проверки с опозданием. Более того, арбитры при разрешении споров, вытекающих из-за нарушения указанной нормы, как правило, становятся на сторону налогового органа. Так, например, Арбитражный суд Уральского округа (постановление от 20.05.2015 г. № Ф09-1745/15 по делу № А50-19374/2014) отказал в удовлетворении требования налогоплательщика, указав, что нарушение сроков при проведении мероприятий налогового контроля, в том числе месячного срока, установленного п. 1 ст. 101 НК РФ, не является безусловным основанием для признания недействительными решений налогового органа.

Нарушение сроков проведения камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев на основании налоговой декларации, поданной налогоплательщиком в ИФНС (пп. 1 и 2 ст. 88 НК РФ). Независимо от того, когда инспекторы фактически приступят к проведению проверки, срок ее проведения начинает течь со дня, следующего за днем представления декларации (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ). Крайней датой окончания камеральной налоговой проверки следует считать последний день трехмесячного срока, установленного ст. 88 НК РФ (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 г. № 04АП-2560/2015). Причем законодательство не предусматривает возможность приостановления или продления сроков камеральной проверки (постановление ФАС Московского округа от 23.05.2012 г. по делу № А40-85281/11-20-359, письмо Минфина России от 18.02.2009 г. № 03-02-07/1-75).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Вместе с тем на практике налоговые органы нередко пропускают трехмесячный срок проведения проверки и увеличивают его. По итогам анализа судебных актов можно сделать вывод, что при незначительном пропуске установленного для проведения проверки срока данное нарушение может быть оценено арбитрами как несущественное. Например, в постановлении ФАС Московского округа от 06.11.2013 г. по делу № А40-29318/13-115-126 и постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013 г. № 09АП-21611/2013 по делу № А40-29318/1 указано, что пропуск срока в 2–3 месяца не является основанием для отмены спорного решения, поскольку срок проведения проверки, указанный в ст. 88 НК РФ, не является пресекательным, и НК РФ не предусматривает последствий его пропуска.

Диаметрально противоположную позицию занимают арбитры в случае длительного пропуска срока проведения проверки. Например, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17.02.2014 г. по делу № А53-33611/2012 указано, что пропуск установленного срока проведения камеральной проверки более чем на 10 месяцев является существенным нарушением порядка проведения налоговой проверки и в силу п. 14 ст. 101 НК РФ служит основанием для отмены решения, вынесенного по результатам данной проверки.

Как видно из содержания судебных актов, нарушение в виде пропуска срока проведения камеральной проверки признается судами существенным в зависимости от того, сколько времени прошло с момента истечения срока. При этом важно помнить, что в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ суд оценивает имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Поэтому участие в процессе профессионального представителя увеличивает шансы налогоплательщика убедить суд в том, что пропуск срока проведения проверки привел к существенному нарушению прав налогоплательщика и что данное обстоятельство может служить основанием для отмены решения. Именно такими профессионалами являются налоговые юристы КСК групп, имеющие большой опыт оспаривания решений налоговых органов.

Особенности проведения камеральной проверки 3-НДФЛ в 2018 году: начало процесса

Слово «камеральная» в данном определении означает, что все проверочные мероприятия будут осуществляться должностными лицами, не покидая помещения территориального отделения ФНС. При этом для инспекторов с целью защиты прав налогоплательщиков действует ряд строгих ограничений, включая:

  • Камеральную проверку 3-НДФЛ инспектор может проводить лишь за тот период, за который сдана декларация (законом установлен 1 календарный год).
  • Инициировать повторные мероприятия или проводить проверку дополнительных документов должностное лицо не имеет права.
  • В процессе проведения мероприятия инспектор также не имеет права запрашивать у налогоплательщика дополнительных материалов, кроме указанных в обязательном перечне при подаче декларации.

Любое нарушение вышеуказанных требований ставит под вопрос компетентность специалиста и является основанием для аннулирования выведенных результатов.

Важно: для камеральной проверки должностному лицу не требуется указанием или разрешение вышестоящих органов. Процесс начинается без уведомления лица, сдавшего декларацию.

Завершается ревизия также без каких-либо уведомлений, но лишь в том случае, если в документах и расчётах не было обнаружено ошибок. Если же неточности зафиксированы, налоговый инспектор оповещает об этом плательщика и требует от него, либо прокомментировать, либор исправить ошибки.

Просмотр статуса проверки: принципы расчётов

Интерфейс личного кабинета довольно прост. Главным показателем в нём является счётчик процентов. Каждый день он будет увеличиваться на равное значение. Однако это совершенно не означает, что инспектор ежедневно проверяет равное количество информации.

Читайте так же:  Как сделать налоговый вычет на детей

Формула здесь значительно проще и примитивнее, что даёт лишь приблизительное представление о статусе. Трёхмесячный срок здесь берётся за величину 100%, а затем разделяется по дням. Таким образом, 1% приблизительно равен 1 суткам и нескольким часам с учётом выходных, праздников и т.д. Ведь за основу берутся календарные 3 месяца, а не рабочие.

Попытки выяснить текущее положение в телефонном режиме вряд ли увенчаются успехом, так как инспектора не обязаны отвечать на подобные вопросы. Исходя из всего вышесказанного, делаем выводы, оформленные в качестве тезисов:

  1. Чётко установленным, регламентируемым Налоговым кодексом РФ сроком камеральной проверки 3-НДФЛ является 3 месяца с момента получения инспектором соответствующего пакета документов в электронном или бумажном виде.
  2. Изменение данного параметра допускается в случае обнаружения ошибок и недочётов, предоставления уточнённой декларации или пояснений (не позднее 5 дней с момента получения оповещения).
  3. Налоговые вычеты, указанные налогоплательщиком, не влияют на общий временной ценз проведения мероприятия, но дата может сдвинуться на месяц для проведения начислений из фонда.
  4. Оспаривать действия и решения должностных лиц территориального налогового органа можно в законном порядке, обращаясь в вышестоящие и судебные инстанции.

Ежегодно налоговые органы проверяют миллионы деклараций физических лиц. Данный процесс, за редким исключением, довольно быстр, однако высокий уровень загруженности не позволяет инспекторам молниеносно справляться со всеми справками. При необходимости можно контролировать протекание проверки через электронный кабинет и просить ответственное лицо осуществить мероприятие как можно быстрее. Но здесь всё зависит от человеческого фактора.

Камеральная проверка 3-НДФЛ

Итоги

Акт по итогам камеральной проверки оформляется в том случае, если в поданной налогоплательщиком декларации обнаружены ошибки и/или противоречия. В акте раскрываются факты нарушения налогового законодательства с обязательным документальным подтверждением, а также обстоятельства, позволяющие смягчить либо отяготить ответственность за совершение правонарушения.

При несогласии налогоплательщика с изложенной в акте информацией он вправе подать свои возражения.

Что такое – камеральная проверка налоговой декларации?

Уточненная налоговая декларация

Если пояснить те или иные значения налогоплательщик не может, он обязан предоставить уточненную налоговую декларацию с соответствующим кодом на титульном листе.

При проведении проверки уточненной налоговой декларации анализируется та же информация, что и в первоначальном отчете, но с учетом ранее выставленных претензий касательно их достоверности.

Можно ли проверить камеральную проверку?

С развитием цифровых технологий и массовым распространением сети Интернет, стали доступны различные опции для налогоплательщиков. В частности, каждый автор декларации может узнать о статусе проверки его документа, воспользовавшись личным кабинетом на официальном сайте ФНС России. Для этого необходимо пройти предварительную регистрацию с указанием личных данных налогоплательщика. Процедура занимает не более 5 минут, после чего доступ к различным процедурам и операциям посредством Сети предоставляется на круглосуточной основе.

Каковы последствия несоставления акта проверки налоговым инспектором

Позиция судов такова, что если инспектор не составит акт камеральной проверки, то это может послужить основанием для отмены решения, вынесенного налоговиками по результатам рассмотрения материалов проверки (такие выводы были сделаны ФАС Московского округа и ФАС Северо-Кавказского округа в постановлениях от 23.09.2009 № КА-А40/8182-09-2 и от 12.11.2009 № А53-5911/2009 соответственно).

Таким образом, в случае обнаружения инспектором фактов нарушения налогового законодательства налогоплательщиком акт должен быть составлен обязательно. В противном случае решение налогового органа, основанное на результатах камеральной проверки, будет признано недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Нарушение процедур рассмотрения материалов камеральной проверки

В силу абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение инспекторами налоговой службы процедур рассмотрения материалов камеральной проверки является существенным нарушением и в соответствии с указанной нормой является безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным. Такими процедурами являются:

  1. обеспечение лицу, в отношении которого проводилась проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов;
  2. предоставление налогоплательщику возможности в полной мере реализовать свое право на дачу объяснений по фактам, установленным проверкой.

Нарушение права на участие в рассмотрении материалов часто выражается в неуведомлении проверяемого лица о проводимых в отношении него мероприятий налогового контроля. Так, если налогоплательщик не был извещен о месте и времени проведения процедуры рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, это может стать основанием для отмены решения налогового органа (постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2015 г. № Ф05-15735/2014 по делу № А40-19971/2014).

Кроме того, в случае непредставления налогоплательщику возможности в полной мере реализовать право на дачу объяснений по фактам, установленным проверкой, при рассмотрении материалов проверки может повлечь нарушение нормы, закрепленной в п. 3.1 ст. 100 НК РФ, согласно которой налоговый орган обязан формировать приложения к акту налоговой проверки, а именно – прикладывать документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.

Между тем налоговые органы нередко пренебрегают этой нормой. Арбитражная практика свидетельствует о том, что данное нарушение может стать основанием для признания решения недействительным.

Так, например, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал существенными допущенные инспекцией нарушения положений п. 3.1 ст. 100 НК РФ (постановление от 22.09.2015 г. № Ф02-5056/2015 по делу № А19-17587/2014). Суд указал, что уполномоченные лица налоговых органов не предоставили налогоплательщику результаты почерковедческой экспертизы, хотя именно они легли в основу правовой позиции инспекции по вопросу отсутствия реальных хозяйственных операций с контрагентом. Нарушив указанную норму, налоговый орган лишил налогоплательщика возможности в полной мере реализовать свое право на дачу объяснений по фактам, установленным проверкой.

Более того, налоговое законодательство не предусматривает обстоятельств, при которых налоговый орган освобождается от указанной обязанности, с этим соглашаются и суды. Так, например, в постановлении от 28.10.2015 г. № 16АП-3415/2015 по делу № А15-783/2015 Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что не может быть таким обстоятельством указание в акте проверки на возможность налогоплательщика самостоятельно снять копии с документов с использованием технических средств.

Таким образом, отсутствие у налогоплательщика копий документов (выписок из документов), подтверждающих факты допущенных им нарушений, не позволяет ему в полной мере реализовать свое право на представление объяснений (возражений) по сведениям, содержащимся в этих документах, и оценить их влияние на обоснованность выводов акта.

Читайте так же:  Как оформить нулевую декларацию

Из вышеприведенных норм следует, что уполномоченные лица налоговой службы должны предоставить проверяемому лицу возможность в полной мере воспользоваться правом на защиту своих интересов при рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки. В противном случае нельзя говорить о соблюдении процедуры рассмотрения итоговых материалов налоговой проверки и соответственно о вынесении законного решения.

Дать объективную оценку действиям сотрудников налоговой службы и добиться отмены акта налогового органа, в том числе по процессуальным основаниям, могут только профессиональные налоговые юристы. Необходимым опытом решения таких задач обладают специалисты КСК групп.

Акт камеральной налоговой проверки — образец

Акт камеральной налоговой проверки составляется инспектором на завершающем этапе проверки налогоплательщика. Рассмотрим в нашей статье, для чего нужен акт камеральной проверки, что должно быть отражено в данном документе и какие требования к нему предъявляются законодательством.

Пропуск срока вручения акта камеральной налоговой проверки

В соответствии с положениями п. 5 ст. 100 НК РФ акт камеральной налоговой проверки не позднее пяти рабочих дней с даты его составления должен быть вручен налогоплательщику. На практике довольно часто встречаются ситуации, в которых уполномоченные лица налоговых органов пропускают сроки вручения акта, но при этом суды часто не считают данное нарушение достаточным основанием для отмены спорного решения и становятся на сторону государственного органа. Например, Девятый арбитражный апелляционный суд, отказывая в удовлетворении требований налогоплательщика, в постановлении от 01.07.2015 г. № 09АП-23354/2015 по делу № А40-66417/14 указал, что при осведомленности в проведении инспекцией камеральной налоговой проверки заявитель не предпринял мер по выяснению ее результатов.

Влияние срока на вычет НДФЛ: материальная заинтересованность в скорости проверки

Как оказалось, проведение камеральной проверки 3-НДФЛ с соблюдением установленных сроков может быть выгодно не только инспектору, который рискует получить дисциплинарное взыскание за несоблюдение установленных требований, а и самому налогоплательщику. Это касается людей, рассчитывающих на получение средств в форме налогового вычета по расходам. Затягивание процесса для них весьма нежелательно, поэтому они лучше других разбираются в юридическом аспекте ситуации.

В частности, минимально установленный срок получения вычетов из 3-НДФЛ составляет 4 месяца, а не 3, как сама проверка. Объясняется добавление его очень просто — по закону на начисление средств налогового вычета соответствующим фондам даётся месяц. На практике же ждать 120 дней приходится редко, хотя и такие случаи бывают.

Что такое – камеральная проверка налоговой декларации?

Похожие публикации

Налоговая проверка является одним из излюбленных инспекторами методов налогового контроля. У представителей бизнеса, напротив, само понятие проверки вызывает весьма стойкие неприятные ассоциации. Конечно, по возможности, проверок стараются избегать. Однако все же большинство коммерсантов подвергаются такой процедуре регулярно по нескольку раз в год, причем часто она проходит незаметно для них самих и практически без их участия. Речь идет о проверке налоговой декларации.

В отчете обнаружены ошибки…

Если же в ходе проверки выявляются ошибки, расхождения или несоответствие сведений, то налогоплательщику направляют требование представить пояснения или внести изменения в поданный отчет. Разумеется, в большинстве случаев, сомнения вызывают заявленные расходы, уменьшающие налоговую базу, либо же контролеры могут предъявить занижение суммы полученных доходов.

Фирма или ИП, получившее такое требование, обязаны дать ответ в течение 5 рабочих дней. Сделать это нужно в письменном виде лично, по почте или по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи.

Кроме того, контролеры вправе запросить дополнительные документы, подтверждающие те или иные значения к декларации, либо же затребовать информацию по каким-то сделкам у контрагентов проверяемого налогоплательщика.

Что проверяют налоговики в 3-НДФЛ

Камеральная проверка, в отличие от выездной, проводится инспекторами на месте — в налоговой инспекции. По общему правилу декларация сдается в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным, а для возврата из бюджета ранее уплаченного НДФЛ декларацию (например, если вы только заявляете вычеты) можно сдать в любое время в течение всего года. На проверку 3-НДФЛ налоговикам отводится не более трех месяцев со дня получения декларации от физлица (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Проверка начинается без уведомления об этом налогоплательщика. Во время камеральной проверки 3-НДФЛ проверяется:

  • правильность заполнения декларации,
  • верно ли применены налоговые ставки и льготы, а также правильно ли исчислен налог,
  • соответствуют ли данные декларации 3-НДФЛ показателям других отчетов (например, справке 2-НДФЛ, предоставленной налоговым агентом-работодателем),
  • обоснованность применения налогового вычета,
  • все ли необходимые документы предоставлены.

В ходе камеральной проверки инспекторы могут запросить документы, подтверждающие доходы или расходы. При обнаружении ошибок или противоречий в отчете, либо в прилагаемых документах, проверяющие выставляют физлицу требование о предоставлении пояснений или внесении исправлений в 3-НДФЛ. Срок его исполнения – не более 5 дней (п. 3 ст. 88 НК РФ). При этом нужно учесть, что отсчет срока камеральной проверки начнется заново с момента выполнения требования физлицом, то есть со дня сдачи уточненной декларации, предоставления пояснений и т.д.

камеральная проверка 3-ндфл

Похожие публикации

Все индивидуальные предприниматели, частные адвокаты и нотариусы, некоторые категории иностранных граждан, а также физлица, желающие получить имущественный или социальный вычет по налогу, предоставляют в налоговую инспекцию декларацию о своих доходах по форме 3-НДФЛ. В декларации указываются все доходы, полученные в отчетном году, налоговые вычеты, удержанные, уплаченные и подлежащие доплате суммы налога (ст. 229 НК РФ).

Все отчеты 3-НДФЛ проходят камеральную проверку, в результате которой ваша декларация будет принята, либо нет. Как проходит проверка 3-НДФЛ, какими могут быть ее итоги и что они влекут для налогоплательщика – обо всем этом в нашей статье.

Для чего нужен акт камеральной проверки

По завершении любой камеральной проверки налоговым органом должны быть сделаны выводы о том, нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство или нет. Если факты нарушения были выявлены, то в обязательном порядке инспектором оформляются результаты проверки в виде акта камеральной проверки, на это нацеливает п. 5 ст. 88 и абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ.

Функции, возложенные на акт камеральной налоговой проверки, следующие:

  • Он является документом, входящим в состав материалов камеральной проверки. Основываясь на изложенных в нем выводах, руководитель инспекции или уполномоченное лицо выносит решение о том, стоит ли привлекать налогоплательщика к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение или не стоит (п. 1 ст. 101 НК РФ).
  • И доводит до сведения налогоплательщика предварительные результаты камеральной проверки, на основании которых, согласно п. 6 ст. 100 НК РФ, последний может составить возражения.
Читайте так же:  Налог на недвижимость в чехии для россиян

Как реагировать на акт

Ситуация может развиться по двум путям (см. таблицу).

Итог Что делать
1 Если с решением налогового инспектора плательщик согласен Необходимо получить результат камеральной проверки 3-НДФЛ и произвести выплату пеней и штрафа, недостающей части налога в соответствии с принятым решением.
2 Если плательщик не принимает вынесенное решение Надо направить свои возражения в течение месяца после получения акта. Если и с последующим решением составитель декларации будет не согласен, то ему следует обращаться в УФНС своего региона в соответствии со ст. 138 НК РФ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Камеральная проверка 3-НДФЛ в 2018 году: сроки, процесс проверки

Налог на доход физических лиц — один из обязательных отчётных документов для налоговых органов, посредством которых последние получают возможность сопоставлять фактическое положение материальных дел с указанными данными. В случае обнаружения ошибок или недочётов налогоплательщик призывается к даче пояснений. А сам процесс поиска нарушений входит в комплекс мер под названием «камеральная проверка 3-НДФЛ».

О том, каков регламент, последовательность и процедуры используются в данном случае, разберём далее в статье.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сразу скажем, что порядок проведения подобных мероприятий, ответственность и права сторон прописаны в статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации. Именно отсюда черпаются основания, методы взаимодействия и противодействия нарушениям.

Сроки камеральной проверки налоговой декларации

Порядок проведения камеральной проверки прописан в статье 88 Налогового кодекса.

Сроки проверки налоговой декларации составляют 3 месяца со дня представления отчета в налоговый орган. Причем старт процедуры происходит автоматически, никакого специального уведомления фирме или ИП не посылают.

На первоначальном этапе проводится форматно-логический контроль полученной декларации. Кстати говоря, отчеты, подаваемые в электронном виде, часто проверяются на предмет логики построения еще на этапе отправки. Такая функция «зашита» в ПО, обеспечивающее передачу данных, и налогоплательщик сам может отследить ошибки, которые носят чисто технических характер.

Смысл проведения форматно-логического контроля в том, что различные блоки большинства отчетов имеют четкую взаимосвязь, и указываемые в тех или иных строках значения можно проследить и в других частях декларации.

Например, если говорить о камеральной проверке налоговой декларации по налогу на прибыль, то в листе 02 отчета указываются доходы и расходы и, как итог, выводится налоговая база. Доходы расшифровываются дополнительно в приложении №1 к листу 02, а расходы – в приложении №2. Таким образом показатели в разных частях декларации должны совпадать. Размер же налога, рассчитанного по итогам, например, года, должен совпадать суммарно с поквартальными авансовыми платежами. Проверка декларации по налогу на прибыль в этой связи не является чем-то уникальным, подобных примеров можно привести много, причем по всем видам налоговых отчетов.

Если явных нестыковок в отчете нет, а данные в нем не вызывают у инспекторов подозрений в занижении налоговой базы, то отчет принимают, и на этом камеральная проверка считается оконченной. Об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки контролеры опять же не уведомляют.

Длительность

Подлежит анализу только тот период, за который сдан документ. А сроки проведения камеральной проверки 3-НДФЛ определяет п. 2 ст. 88 НК РФ. Ее длительность не может превышать трех месяцев с момента сдачи плательщиком отчетности.

Имейте в виду: проводить повторную проверку такой документации инспекции не положено в силу закона.

Каковы требования к содержанию акта проверки

Действующим налоговым кодексом в п. 3 ст. 100, а также Требованиями установлены нормы, которым должно соответствовать содержание акта проверки.

Структура акта в соответствии с п. 3 Требований должна выглядеть так:

  • Вначале идет вводная часть, где приводятся общие положения.
  • Далее следует описательная часть, где раскрываются факты нарушения налогового законодательства с обязательным документальным подтверждением, а также обстоятельства, позволяющие смягчить либо отяготить ответственность за совершение правонарушения.
  • Наконец, в итоговой части инспектором делаются выводы по результатам проверки и выносятся предложения.

Кроме того, приложения, оформляемые к акту проверки, являются неотъемлемой частью составляемого документа.

Акт оформляется на специальном бланке, скачать который вы можете на нашем сайте.

Возможно, вам необходима информация по возражениям на акт КНП. Тогда читайте статью «Возражения на акт камеральной налоговой проверки — образец».

Полномочия налоговой инспекции по продлению срока проверки 3-НДФЛ и внешние факторы воздействия

Итак, единственным законным методом для должностных лиц фактически продлить срок проведения камеральной проверки заключается в обнаружении ошибок и требовании разъяснений от налогоплательщика. Тот, в свою очередь, при самостоятельной фиксации недочётов может, не дожидаясь официального запроса, направить уточнённую декларацию с пояснениями и сносками, а также приложенными документами, подтверждающими правильность расчётов.

При наступлении такого случая срок проверки обнуляется и начинается заново, что даёт инспектору ещё 3 месяца.

Второй интересный момент связан с ситуациями, когда справка по форме 3-НДФЛ доставляется почтовым отправлением в соответствующий орган.

Срок проведения проверочных мероприятий в данном случае начинается не с дня отправки, а с момента получения декларации инспектором, так как ранее он физически не может начать работу. Учитывая нестабильность почтовых российских служб, разница от максимально установленного промежутка может составлять до нескольких десятков дней.

Таким образом, сроки проверки налоговой декларации, при юридически чёткой постановке, могут значительно изменяться фактически. И привлечь к ответственности за это никого не удастся. Однако принципиальная важность данного аспекта актуальна лишь в случае, если сам налогоплательщик заинтересован в скорейшем проведении мероприятия. Бывает это не так часто.

Пропуск срока составления акта камеральной налоговой проверки

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной проверки уполномоченными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ. Данный акт должен быть составлен в течение 10 дней после окончания проверки, однако, нередко налоговые органы нарушают установленный срок. Причем, как показывает практика, данное нарушение не признается арбитражными судами существенным и не влечет безусловной отмены оспариваемого решения. Рассматривая подобные споры, суды указывают на нарушение сроков составления акта только в совокупности с иными обстоятельствами, которые влекут за собой отмену решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (постановления ФАС Московского округа от 11.06.2009 г. № КА-А40/4759-09, от 22.07.2008 г. № КА-А40/6627-08, ФАС Уральского округа от 22.06.2010 г. № Ф09-4601/10-С2). Таким образом, для успешного разрешения спора очень важно выявить все допущенные налоговым органом процессуальные нарушения, а также грамотно подготовить документы для оспаривания ненормативных актов налогового органа. Успешным опытом оспаривания актов ИФНС по процессуальным основаниям обладают эксперты КСК групп.

Читайте так же:  Возврат налога за оплату лечения

Каков срок проверки налоговой декларации по форме 3-НДФЛ?

О том, сколько идёт камеральная проверка 3-НДФЛ, можно узнать из официальных документов. В частности, из статьи 88 НК РФ в пункте 2. Существует чёткий регламент, отводящий ровно 3 месяца на проведение данного мероприятия ответственному должностному лицу. Никаких исключений в этом аспекте быть не может. Однако существуют некоторые обстоятельства, влияющие на данный параметр.

Они частично зависят от налогоплательщика (допущенные ошибки) и проверяющего (законные требования о разъяснениях).

Также на фактический срок камеральной проверки декларации влияет ряд внешних обстоятельств, способных существенно затянуть процесс без воли сторон данных отношений. О подобных случаях поговорим ниже.

Результаты проверки декларации

По окончании камеральной проверки ее итоги могут быть следующими:

  • Если декларация 3-НДФЛ не содержит ошибок, и замечаний у налоговиков нет, то налогоплательщику высылается квитанция на оплату исчисленного НДФЛ.
  • Если обнаружены ошибки и недочеты, проверяющие потребуют внести исправления и сдать уточненную декларацию. После принятия «уточненки», срок камеральной проверки начнется заново.
  • Если 3-НДФЛ предоставлялась с целью получения налогового вычета, то ИФНС принимает решение либо о возврате налога физлицу, либо об отказе в возврате НДФЛ. При положительном решении сумма налога перечисляется налогоплательщику по его заявлению в течение месяца (п. 6 ст.78 НК РФ).

В случае, когда камеральная проверка прошла успешно, но налогоплательщик сам, по какой-либо причине, предоставляет уточненную декларацию 3-НДФЛ, налоговики будут проверять не только исправленные показатели, а всю уточненную декларацию полностью (письмо Минфина РФ от 14.07.2015 № 03-02-07/1/40441).

Результат камеральной проверки в течение 10 дней после ее окончания оформляется актом, но только в случае, когда было нарушено налоговое законодательство (п.1 ст. 100 НК РФ). При отсутствии нарушений акт не составляется.

Если ИФНС не проинформировала налогоплательщика о результате камеральной проверки декларации 3-НДФЛ, то можно узнать его самостоятельно:

  • на сайте >ФНС > в «Личном кабинете налогоплательщика». Для этого потребуется регистрация и пароль, получить который можно в любой налоговой инспекции, предъявив паспорт и свидетельство о присвоении ИНН. Вход доступен также тем, кто зарегистрирован на портале Госуслуг.
  • лично явившись в налоговую инспекцию на прием к своему инспектору,
  • позвонив по телефону в отдел камеральных проверок ИФНС.

Помните, что камеральную проверку проходит любая налоговая отчетность. Как видим, ее итоги не всегда радуют налогоплательщиков, поэтому следует тщательно проверять представляемые документы и декларации на предмет ошибок и недочетов. Особенно это касается деклараций, подаваемых для получения налогового вычета.

Процессуальные нарушения при проведении камеральных проверок как основание для отмены решения налогового органа

Налоговое законодательство устанавливает жесткие требования к порядку проведения камеральных проверок. Несоблюдение этих требований сотрудниками налоговых органов может привести к нарушению прав налогоплательщика. От того, насколько значительным является нарушение, будет зависеть перспектива обжалования ненормативного акта налогового органа. В данной статье рассмотрим, какие существенные и несущественные процессуальные нарушения могут быть допущены инспекторами налоговых органов при проведении камеральных проверок.

Порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки (далее – проверка) закреплены в Налоговом кодексе РФ. Отклонение от норм, регулирующих данный порядок, влечет нарушение законодательства о налогах и сборах и может привести к нарушению прав налогоплательщика. Поэтому несоблюдение порядка проведения проверки не раз становилось предметом разбирательства в арбитражных судах. Но, как показывает практика, далеко не все нарушения суды считают достаточным основанием для отмены решения налогового органа. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся процессуальные нарушения, допускаемые инспекторами налоговых органов при проведении камеральных проверок.

Как проходит

Изначально никаких решений о проведении камерального контроля не выносят. Камеральная проверка декларации 3-НДФЛ начинается сразу после сдачи такой отчетности. Дальнейшие действия зависят от наличия неточностей в документации. Возможны следующие случаи (см. таблицу).

Итог контроля Последствия
1 Инспектор не находит никаких ошибок в сданной отчетности Проведение проверки прекращается. Налогоплательщика об окончании процедуры инспекция не информирует
2 В ходе камеральной проверки 3-НДФЛ обнаружены какие-то ошибки или неточности Налогоплательщик получает требование прокомментировать ситуацию или исправить найденные во время налогового контроля несоответствия. Во втором случае подается уточненная декларация (п. 3 ст. 88 НК РФ). На исправление ошибок дают не больше пяти дней.

При новой подаче исправленных документов срок камеральной проверки стартует заново. Также см. «Как правильно заполнить декларацию 3-НДФЛ».

Если налогоплательщик не считает ошибки, выявленные инспектором, обоснованными, то следует дать по этому поводу свои пояснения с доказательствами и комментариями. После их изучения должностное лицо может:

  1. принять доводы плательщика. Декларацию в этом случае считают безошибочной. В этот момент заканчивается и сама проверка.
  2. составить акт ревизии, указав в нем имеющиеся нарушения.

Что такое – камеральная проверка декларации?

Статья 87 Налогового кодекса выделяет выездные и камеральные проверки. Первые предполагают проведение контрольных мероприятий непосредственно в офисе организации. В ходе подобной проверки проверяется весь учет фирмы целиком или его отдельные части. Конечно, подобные проверки чаще проводятся именно в компаниях, которые, в отличие от ИП, помимо налогового обязаны вести также бухгалтерский учет.

Камеральная проверка – это проверка деклараций. Проще говоря, каждый отчет, поданный как организацией, так и индивидуальным предпринимателем, проверяется инспекторами на предмет содержащихся в нем ошибок.

Какие требования должны выполняться при составлении акта проверки

При составлении акта налоговики должны руководствоваться Налоговым кодексом (п. 4 ст. 100), положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (п. 1), требованиями к составлению акта налоговой проверки, изложенными в приложении 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (далее – Требования).

Читайте так же:  Сформировать заявление на возврат налога

Приведем основные эти требования:

  • составление акта проверки в 2 экземплярах (п. 5 Требований);
  • соблюдение строго утвержденной формы в случае, если акт оформляется на бумаге (п. 4 ст. 100 НК РФ, п. 2 Требований);
  • подписание акта инспектором с одной стороны и проверяемым налогоплательщиком либо его представителем с другой стороны (п. 2 ст. 100 НК РФ, п. 4 Требований);
  • на составление акта отводится 10 рабочих дней с момента завершения проверки, если по ее итогам были обнаружены нарушения (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • вручение экземпляра акта налогоплательщику (его представителю) в срок до 5 рабочих дней с того момента, как он был составлен.

Как уполномочить работника компании подписывать акты камеральной проверки, узнайте здесь.

Простой пример получения вычета по НДФЛ

Для тех, кто пока не понимает, как работает данный механизм, рассмотрим простейшую ситуацию. Но, для начала, скажем, что каждый гражданин имеет право вернуть до 13% от подоходного налога в виде последующего вычета.

Налогоплательщик оплатил собственное обучение в высшем учебном заведении на сумму 80 тысяч рублей и имеет на руках соответствующий подтверждающий документ. Его месячная зарплата за подотчётный период составила 50 тысяч рублей.

Учитывая 13% подоходного налога, за год НДФЛ составил 72 тысячи. Указав в декларации вычет, он имеет право получить сумму, не превышающую 13% от налога, что составило 10 тысяч 400 рублей. Учитывая размер оплаты НДФЛ выше этого значения, налогоплательщик может рассчитывать на полное возмещение.

Камеральная проверка налоговой декларации 3-НДФЛ: кто должен сдавать документ?

Несмотря на то, что данному виду налогообложения подлежит абсолютное большинство физических лиц, независимо от статуса, далеко не все подают декларацию в территориальный налоговый орган. Соответственно, возникает резонный вопрос — почему? Всё элементарно — за большую часть физических лиц в нашей стране эту работу выполняют налоговые агенты:

  • работодатели;
  • наниматели;
  • заказчики и многие другие.

То есть люди или субъекты финансово-хозяйственной деятельности, которые проводят фактические взаиморасчёты за выполненный объём работы, предоставленные услуги на постоянной основе и прочее.

Однако есть и такая группа лиц, вынужденная самостоятельно заниматься данным вопросом. Это частные юристы и нотариусы, оценщики, медиумы и спиритуалисты. Кроме того, подать декларацию придётся лицам, получившим в дар движимое или недвижимое имущество, ведущим деятельность за пределами страны с переводом сюда денежных средств и некоторым другим. Так что знания, извлечённые из данного материала, помогут всем вышеперечисленным налогоплательщикам.

Окончание проверки, выявившей нарушения

Если в ходе камеральной проверки контролеры пришли к выводу о недостоверности представленных в декларации сведений, то в течение 10 рабочих дней с момента завершения процедуры они должны отразить это в соответствующем акте. После этого отводится еще 5 рабочих дней, чтобы вручить акт проверки налогоплательщику. Последний имеет право в течение 1 месяца подать возражения по нему.

Еще через 10 дней по окончании срока представления возражений руководить ИФНС рассматривает все материалы проверки и выносит решение о привлечении либо об отказе в привлечении проверяемого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Акт камеральной проверки может быть вручен позже установленного срока

Indypendenz / Shutterstock.com

Налоговики разъяснили, что вручение акта камеральной налоговой проверки позже пяти дней с даты его подписания не признается существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не может повлиять на решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности (письмо ФНС России от 8 декабря 2017 г. № ЕД-4-15/[email protected]).

В рассмотренном примере налоговый орган провел камеральную проверку налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года. В рамках данной проверки был вызван на допрос генеральный директор ООО, а также направлено требование о представлении документов (информации). По результатам проверки инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки. Представителю ООО он был вручен в июне 2017 года, то есть позже установленного в Налоговом кодексе срока. В данном случае налоговики считают, что просрочка не может послужить основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Напомним, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 Налогового кодекса). При этом акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 5 ст. 100 НК РФ).

В свою очередь акт и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и по ним должно быть принято соответствующее решение (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

В то же время нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Источники

Акт камеральной проверки налоговых деклараций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here