Административный кодекс налоговые правонарушения

Административная ответственность за нарушение налогового законодательства

Отметим, что распределение обязанностей руководителя и главного бухгалтера в сфере налогового и бухгалтерского учета раскрывается в Законе № 402-ФЗ.

Так, ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

либо возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации;

либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета со сторонней организацией (специалистом);

либо принять ведение бухучета на себя (если организация является субъектом малого или среднего бизнеса).

Об этом сказано в части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Таким образом, ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность:

за формирование учетной политики;

ведение бухгалтерского учета;

своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

В Кодексе об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) установлен ряд статей, предусматривающих ответственность за нарушение требований административного законодательства России в области финансов, налогов и сборов.

Главного бухгалтера могут привлечь к административной ответственности, если в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) им обязанностей, возложенных на него трудовым договором или должностной инструкцией, допущено правонарушение, предусмотренное КоАП РФ (ст. 2.4 КоАП РФ, ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).

Это, в частности (Информационное сообщение Минфина от 07.04.2016 N ИС-учет-1, п. 24 Постановления Пленума ВС от 24.10.2006 N 18):

— грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности, занижение налогов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). Штраф за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления отчетности (занижение налогов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета) в размере от 2000 до 3000 руб.;

— непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). Штраф за непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в размере от 300 до 500 руб.;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— непредставление в срок бухгалтерской отчетности в ИФНС и органы статистики (ч. 1 ст. 15.6, ст. 19.7 КоАП РФ);

— непредставление в срок налоговых деклараций и других документов в ИФНС, отчетности в ПФР и ФСС (ч. 5 ст. 14.5, ст. 15.5, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ);

За непредставление в установленный срок либо отказ от представления в инспекцию документов или сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а также представление информации в неполном объеме или в искаженном виде грозит штраф в размере от 300 до 500 руб.

— нарушение кассовой дисциплины (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ). Нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Генерального директора могут привлечь к административной ответственности, если допущены следующие правонарушение, предусмотренные КоАП РФ (ст. 2.4 КоАП РФ, ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).

— нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

Если, указанное нарушение сопряжено с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, то оно влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 2000 до 3000 руб.;

— нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4 КоАП РФ).

Данное нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 до 2000 руб.;

— нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ);

Субъектом ответственности является руководитель организации при отсутствии в штате главного бухгалтера.

При наличии в штате главного бухгалтера к ответственности привлекается главный бухгалтер.

Нарушение влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

— непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ).

Субъектом правонарушения является главный бухгалтер организации.

При отсутствии в штате главного бухгалтера — руководитель.

— грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ);

Субъектами правонарушения могут быть руководитель организации как лицо, ответственное за организацию бухгалтерского учета и отчетности, или главный бухгалтер как лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

С учетом вышесказанного, представим в виде таблицы перечень нарушений, за которые главный бухгалтер и генеральный директор могут быть привлечены к административной ответственности:

Административная ответственность, к которой могут привлечь руководителя и главного бухгалтера

Субъект правонарушения (Генеральный директор/Главный бухгалтер)

Статья 15.5. КоАП РФ. Нарушение сроков представления налоговой декларации

Ст 15.5 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Комментарий к статье 15.3. КоАП РФ:

1. Комментируемая статья, как и последующие статьи 15.4 — 15.11 настоящего Кодекса, предусматривает административную ответственность должностных лиц организаций за нарушение законодательства о налогах и сборах.

К сожалению, до сих пор законодатель не разрешил некоторые коллизии в соотношении норм КоАП РФ и Налогового кодекса РФ, предусматривающих указанную ответственность.

Административная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах предусматривает возможность наложения административного наказания на должностных лиц организаций-налогоплательщиков, в то время как сами эти организации за нарушение упомянутого законодательства привлекаются по нормам НК РФ.

статья 2 Федерального закона о введении КоАП РФ в действие признала утратившими силу лишь п. 4 ст. 91, ст. 124 и п. 3 ст. 126 НК РФ. Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена ст. ст. 15.3 — 15.9 и 15.11 КоАП РФ. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций;

поскольку в силу глав 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ.

Читайте так же:  Кто не платит земельный налог в россии

Следует обратить внимание, что субъектом административной ответственности в соответствии с указанными статьями являются лица, не признаваемые НК РФ налогоплательщиками, налоговыми агентами, банками. Соответственно граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность за совершенные правонарушения в области налогов и сборов в соответствии с НК РФ. В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изм. и доп.) указанное правило относится и к случаям, когда индивидуальный предприниматель, не заключая трудовых договоров для исполнения обязанностей руководителя, главного бухгалтера и иных должностных лиц, сам осуществляет права и обязанности названных должностных лиц.

2. Объектом правонарушения, предусмотренного рассматриваемой статьей, являются отношения в области налогового контроля, поскольку постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах предусмотрена для целей налогового контроля. Установлено правило, в соответствии с которым каждый налогоплательщик подлежит постановке на учет в налоговых органах (ст. 83 НК РФ), и соответственно обязанность налогоплательщика на такой учет встать (подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ).

3. Статьей 83 НК РФ установлено, что организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Особенности постановки на учет иностранных организаций установлены Приказами МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124 и от 28 июня 2003 г. N БГ-3-09/426.

4. Непостановка на учет в налоговые органы в установленные сроки составляет объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена рассматриваемой статьей. Порядок исчисления сроков определяется в соответствии со ст. 61 НК РФ.

5. Часть 1 комментируемой статьи представляет собой простой формальный состав — нарушение срока подачи заявления о постановке на учет. В ч. 2 есть квалифицирующий признак — нарушение установленного срока подачи заявления, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет.

6. Субъектами правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются руководители организаций-налогоплательщиков, их филиалов и представительств и иных обособленных подразделений. Организации-налогоплательщики, индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты), несут ответственность в соответствии со ст. 116 НК РФ.

7. Субъективная сторона состава — совершение данных правонарушений умышленно или по неосторожности.

8. Дела о правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3).

Коап налоговые правонарушения

Советы юристов:

3.2. 1. Шаг первый — пишите по известному адресу заявление об увольнении директора
Статья 280. Досрочное расторжение трудового договора по инициативе руководителя организации

Руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за один месяц.

2. Поскольку сообщение считается доставленным если отправелено по единственно известному адресу, то по истечения месяца обращайтесь в ИФНС о внесении в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о директоре

Привлечение к административке придется пережить, напишите объяснения, может получиться снизить размер штрафа.

12.1. Доброго времени суток, уважаемый посетитель!
Ей грозит административная ответственность
Статья 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам)

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Если нет официальной повестки, то за неявку ничего не будет

Удачи Вам в решении Вашего вопроса.

14.1. Здравствуйте,
В данном случае налоговая абсолютно верно квалифицировала Ваше деяние по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ:
1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

17.1. Здравствуйте.
Да вправе.
КоАП РФ, Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 410-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, —
влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 226-ФЗ, от 05.04.2013 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

18.2. Если жалоба будет подаваться от имени Руководителя ЮЛ, то достаточно, если подписывает жалобу представитель, заверенный руководителем копии. С печатью или без. Если жалоба от имени физлица, то доверенность должна быть нотариальной, копия простая.

19. Налоговая инспекция привлекла организацию к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за продажу товаров без применения контрольно-кассовой техники (ККТ), выразившуюся в непробитии чека и невыдаче его на руки покупателю.

Генеральный директор организации признал факт нарушения.

Правомерны ли действия налоговой инспекции?
В каких случаях юридическое лицо признается виновным?

23.1. При подаче документов на регистрацию ООО один из 3 учредителей (не Ген. директор) допустил ошибку в своих паспортных данных. Поэтой причине в регистрации отказали (гос пошлина 4000 руб. не возвращена). В последствии Налоговая наложила штраф 5000 руб. на этого несостоявшегося учредителя по ст. 14.25 КоАП РФ п.4. Правомерно-ли это, ведь он не должностное лицо.

Признать наложение штрафа незаконным вправе только суд по заявлению оштрафованного лица.

Ответственность за налоговые правонарушения: таблица

Административная ответственность в сфере налогообложения

Административная ответственность в сфере налогообложения — это ответственность организаций, их должностных лиц и ИП за налоговые правонарушения, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях.

КоАП РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов административных наказаний и правил их применения, порядок производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений о назначении административных наказаний, содержит нормы и положения, разработанные с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, Конституции РФ и российского законодательства.

Читайте так же:  Выплата дивидендов walt disney

Субъектами административной ответственности за совершение норм законодательства о налогах и сборах являются должностные лица организаций (например, руководитель, главный бухгалтер). Следует пояснить, что должностное лицо — это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях.

Должностное лицо организации привлекается к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в сфере налогообложения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, выразившимся в нарушении руководимой им организацией норм налогового законодательства. В отдельных случаях в качестве субъектов административной ответственности в КоАП РФ названы физические лица (индивидуальные предприниматели) и организации.

Ответственность за административные правонарушения в сфере налогообложения
Статья КоАП Вид правонарушения Наказание
15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда.

2. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет

Штраф на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.

Штраф на должностных лиц — от 2000 до 3000 руб.

15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации от открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации Штраф на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб. 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета Штраф на должностных лиц — от 300 до 500 руб. 15.6. Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представления таких сведений в неполном объеме или искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 этой же статьи

2. Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учета и регистрации имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

Штраф на граждан — от 100 до 300 руб.; на должностных лиц — от 300 до 500 руб.

Штраф на должностных лиц — от 500 руб. до 1000 руб.

15.7. Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику

1. Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

2 Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица

Штраф на должностных лиц — от 1000 руб. до 2000 руб.

Штраф на должностных лиц — от 2000 руб. до 3000 руб.

15.8. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд) Штраф на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб. 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и(или) транспортных средств через таможенную границу РФ Штраф на граждан — от 500 до 2500 руб.; на должностных лиц — от 5000 до 10 000 руб.; на юридических лиц — от 50 000 до 300 000 руб.

Необходимо понимать, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за это же налоговое правонарушение виновное должностное лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица (руководителя организации) не освобождает от административной ответственности за это правонарушение юридическое лицо. Таким образом, возможно одновременно привлечение как организации, так и должностного лица этой организации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, если статья КоАП РФ, устанавливающая ответственность за данное правонарушение, предусматривает в качестве субъекта как должностное, так и юридическое лицо.

При выявлении административного нарушения составляется протокол. Должностные лица, уполномоченные составлять такой протокол, перечислены в ст. 28.3 КоАП. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в течение 15 дней с момента получения протокола.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях
Статья КоАП Нарушение Кто рассматривает
15.3 Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе Мировой судья или районный суд
15.4 Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке Мировой судья или районный суд
15.5 Нарушение сроков представления налоговой декларации Мировой судья или районный суд
15.6 Непредставление сведений, необходимых для налогового контроля Мировой судья или районный суд
15.11 Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности Мировой судья или районный суд
16.22 Нарушение сроков уплаты таможенных платежей Таможенные органы

По окончании рассмотрения дела выносится постановление о наложении штрафа или о прекращении дела. Постановление не может быть вынесено позднее двух месяцев после совершения административного правонарушения. Если с момента нарушения прошло более года, то наказание не может быть осуществлено. Если нарушение относится к числу длящихся (например, лицо не устранило недостатки, выявленные в ходе проверки), то годичный срок отсчитывается со дня, когда было обнаружено нарушение.

Постановление о наложении штрафа вступает в силу по истечении 10 дней с момента его вынесения. В течение этого времени можно обжаловать его вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд. Подача жалобы приостанавливает течение 10-дневного срока. Если постановление не обжаловано и вступило в силу, то дается еще 30 дней на добровольную уплату штрафа, в противном случае штраф будет взыскан через судебных приставов.

Читайте так же:  Налоговый вычет сроки камеральной проверки

Нарушением законодательства РФ о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка (ст. 40 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Ответственность за нарушение указанного законодательства представлена в таблице.

Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных этим Законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов. Закон предусматривает обстоятельства, исключающие и смягчающие вину лица в совершении правонарушения.

Ответственность за нарушения законодательства РФ о страховых взносах
Статья Закона № 212-ФЗ Вид правонарушения Наказание
Ст. 46. Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам

1. Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом № 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения

2 Непредставление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по истечении установленного Законом № 212-ФЗ срока представления такого расчета

Штраф в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

Штраф в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 руб.

Ст. 47. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов

1. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов

2. Те же деяния, совершенные умышленно

Штраф в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов.

Штраф в размере 40% неуплаченной суммы страховых взносов

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Неправомерное неисполнение банком в установленный Законом № 212-ФЗ срок поручения органа контроля за уплатой страховых взносов о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов

2 Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете плательщика страховых взносов, в отношении которых в банке находится поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда необходимых денежных средств

Штраф в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки.

Штраф в размере 30% не поступившей в результате таких действий суммы.

Статья 15.6. КоАП РФ. Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Ст 15.6 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

2. Нарушение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения либо нотариусом предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков представления (сообщения) сведений в налоговые органы, связанных с учетом организаций и физических лиц, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение для физлиц, ИП и компаний

Для каждой категории налогоплательщиков предусмотрена разная степень жесткости санкций. Наиболее суровое наказание предполагается для компаний, поскольку у них больше всего налоговых обязательств и существенно выше обороты (а значит, и масштаб возможных деяний). Предприниматели зачастую несут аналогичную ответственность, однако масштаб их деятельности в основном ограничивает тяжесть проступков мелкой или средней степенью.

Ответственность за налоговые правонарушения: таблица взысканий, налагаемых на компании и предпринимателей

Таблица 1. Взыскания для юридических лиц и предпринимателей.

Кто несет ответственность

Штраф, иная санкция

Пропущен срок регистрации в ИФНС

Должностные лица организаций

п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ

Предпринимательская деятельность ведется без регистрации в ИФНС

10% от доходов, полученных без регистрации (минимум 40 000 руб.)

Должностные лица организаций

2 000 – 3000 руб.

п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ

5% от суммы, неуплаченной по декларации, за каждый месяц просрочки (минимум 1 000 руб., максимум -30% от суммы неуплаты)

Должностные лица организаций

предупреждение или штраф 300-500 руб.

Юрлица, ИП – налоговые агенты

1000 руб. за каждый месяц просрочки

п. 1.2 ст. 126 НК РФ

Подача декларации, отчета в бумажной форме вместо электронной (когда электронный формат обязателен)

Грубое нарушение правил ведения налогового учета

10 000 руб. (если нарушения в одном налоговом периоде),

30 000 руб. (если нарушения более чем в одном налоговом периоде)

п.1, 2 ст. 120 НК РФ

Занижение налоговой базы (при грубом нарушении правил налогового учета)

20% от суммы неуплаты (минимум 40 000 руб.)

п.3 ст. 120 НК РФ

Неуплата (неполная уплата) налогов, страхвзносов в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления, иного неправомерного деяния

20% от неперечисленной суммы,

40% — при наличии умысла

п.1-п.3 ст. 122 НК РФ

Непредоставление в ИФНС документов (несообщение сведений), требуемых для налогового контроля, представление искаженных данных

200 руб. за каждый непредставленный документ

П. 1 ст. 126 НК РФ

10 000 руб. — при непредставлении сведений, или подаче недостоверных данных о налогоплательщике (плательщике страхвзносов)

П. 2 ст. 126 НК РФ

Должностные лица организаций

п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ

Представление недостоверных сведений налоговым агентом

500 руб. за каждый недостоверный документ

Должностные лица организаций

5 000 — 10 000 руб.,

при повторном нарушении 10 000 – 20 000 руб. или дисквалификация до 2-х лет

20% от неудержанной суммы

п.1 ст. 123 НК РФ

Невыполнение обязанностей налогового агента (в крупном размере)

Должностные лица, ИП

Штраф 100 000 — 300 000 руб. или в размере зарплаты виновного за 1-2 года, лишение права занимать определенные должности до 3-х лет и принудительные работы до 2-х лет, арест до полугода или лишение свободы до 2-х лет

Читайте так же:  Дорогостоящие виды лечения для налогового вычета код

Уклонение от уплаты налогов организации (в крупном размере)

Должностные лица организации

Штраф 100 000 — 300 000 руб. или в размере зарплаты виновного за 1-2 года, принудительные работы до 1 года, арест до полугода или лишение свободы до 1 года

п.1 ст. 198 УК РФ

Сокрытие денег или имущества от процедуры взыскания недоимки (в крупном размере)

Должностные лица организаций, ИП

Штраф 200 000 — 500 000 руб. или в размере зарплаты виновного за 3 года, принудительные работы до 3 лет, или лишение свободы до 3 лет

Следует иметь в виду, что согласно КоАП РФ, наказание налагается исключительно на ответственных должностных лиц – работников компании (директора, бухгалтеры и т.п.). А ИП и частные лица за фискальные нарушения по ст. 15.4 — 15.9 и 15.11 КоАП РФ не привлекаются.

Наказание по УК РФ несут физлица — должностные лица организаций и ИП. Критерием тяжести в этом случае будет являться величина нанесенного государству ущерба, при этом точная пороговая сумма по каждой статье устанавливается индивидуально. Если сумма ущерба меньше пороговой, то лицо не может быть наказано по УК РФ, но обязанность понести наказание в соответствии с КоАП РФ за ним сохранится.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений: таблица взысканий, налагаемых на физических лиц

Таблица 2. Взыскания для физических лиц

Неуплата (неполная уплата) налогов, страхвзносов в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления, иного неправомерного деяния

20% от неперечисленной суммы,

40% — при наличии умысла

п.1, п.3 ст. 122 НК РФ

Перечисление налога с нарушением срока

1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки

Штраф 100 000 — 300 000 руб. или в размере зарплаты виновного за 1-2 года, принудительные работы до 1 года, арест до полугода или лишение свободы до 1 года

п.1 ст. 198 УК РФ

В связи с тем, что налогоплательщики-физлица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, редко взаимодействуют с ИФНС, перечень возможных нарушений для них невелик. Расчет по имущественному, земельному и транспортному налогу производит сама налоговая инспекция, обязательных деклараций, которые требовалось бы заполнить (за исключением декларации о доходах 3-НДФЛ) также нет. Поэтому в обязанность физлицам вменена только своевременная уплата рассчитанных за них налогов, при наличии соответствующих объектов обложения, а также верное указание сумм доходов в 3-НДФЛ. Если же физлицо зарегистрировалось в качестве ИП и приняло на себя функции налогового агента, то круг ответственности за возможные проступки существенно расширяется.

otvetstvennost_za_nalogovye_pravonarusheniya_tablica.jpg

Похожие публикации

За нарушения в сфере налогообложения законом предусмотрены разнообразные виды наказаний по различным статьям Налогового, Административного и Уголовного Кодексов РФ. Как правило, это штраф в солидном размере. Ответственность за налоговые правонарушения несут все категории налогоплательщиков, при этом для каждой категории нарушителей назначены свои меры взыскания. Подробнее о том, чем грозит налогоплательщикам то или иное нарушение фискального законодательства, узнайте далее.

Комментарий к статье 15.5. КоАП РФ:

1. Объектом правонарушения по комментируемой статье являются общественные отношения по уплате налогов на основании налоговой декларации и в области налогового контроля.

Нарушение установленных сроков представления декларации составляет объективную сторону данного правонарушения.

3. Субъектом рассматриваемого правонарушения является руководитель организации-налогоплательщика при отсутствии в штате главного бухгалтера (бухгалтера), а при наличии в штате главного бухгалтера (бухгалтера) к ответственности по комментируемой статье привлекается, как правило, главный бухгалтер (бухгалтер), если обязанность по своевременному представлению налоговых деклараций не возложена на иных работников, которые наделены организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в организации — налогоплательщике (финансового директора, налогового менеджера, налогового контролера и т.п.). При этом налогоплательщики — организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, за нарушение сроков подачи налоговой декларации привлекаются к ответственности по ст. 119 НК РФ.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 отмечается, что при привлечении должностного лица организации к административной ответственности по ст. 15.5 необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 6 и п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 24).

4. Субъективная сторона состава правонарушения может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

5. Дела о правонарушении, предусмотренном данной статьей, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3).

Налоги и налогообложение

Комментарий к статье 15.6. КоАП РФ:

1. Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере налогообложения и организации налогового контроля.

2. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взимаемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу, в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом РФ. Полномочия таможенных органов в части взимания налогов по-прежнему регулируются НК РФ (ст. 34). В отношении представления сведений в таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов данная статья не применяется.

3. Объективная сторона правонарушения по комментируемой статье характеризуется неисполнением в срок либо неполным или ненадлежащим исполнением обязанностей по представлению в налоговые органы документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

4. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи характеризуется неисполнением обязанностей должностных лиц уполномоченных органов по своевременному и полному представлению в налоговые органы достоверной информации, необходимой для постановки на учет физических лиц и организаций с целью налогового контроля, в случаях, в порядке и в сроки, которые предусмотрены ст. 85 НК РФ.

6. Субъектом правонарушения по ч. 2 данной статьи выступают нотариусы и должностные лица органов, в силу своего особого статуса обладающие сведениями, необходимыми для осуществления налогового контроля, и обязанные в соответствии с НК РФ сообщать такие сведения в налоговый орган для целей полного учета налогоплательщиков.

7. Субъективная сторона наказуемых действий (бездействия), предусмотренных комментируемой статьей, может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью. Отказ представить сведения подразумевает наличие вины в форме умысла. Непредставление сведений в установленный срок, а равно представление сведений в неполном объеме или искаженном виде подразумевает наличие вины в форме как умысла, так и неосторожности.

Читайте так же:  Налог за дом и земельный участок

8. Дела о правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов, а по ч. 1 данной статьи — также должностные лица таможенных органов (п. п. 5 и 12 ч. 2 ст. 28.3).

Статья 15.3. КоАП РФ. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Ст 15.3 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

2. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Примечание. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в настоящей статье, статьях 15.4 — 15.9, 15.11 настоящего Кодекса, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 настоящего Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Привлечение к ответственности за налоговые правонарушения: за что и кому грозит

Правонарушение в фискальной сфере – это противоправное действие (бездействие), за которое установлена ответственность в НК РФ, совершенное налогоплательщиком, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом. Список возможных налоговых проступков приведен в гл.16 НК РФ и подразделяется на следующие основные группы:

  • нарушение порядка регистрации налогоплательщика в ИФНС;
  • нарушение порядка предоставления налоговой отчетности;
  • ошибки в ведении учета, что привело к искажению величины налогооблагаемой базы;
  • неперечисление (в т.ч. уплата не в полном объеме) страховых взносов, сборов и налогов;
  • непредоставление налоговикам запрашиваемой документации или представление недостоверных данных.

Каждая группа содержит широкий ассортимент действий (или бездействий) лиц, нарушающих определенную норму права, за каждое из которых определен диапазон ответственности в зависимости от тяжести проступка.

Ответственность лиц за совершение налоговых правонарушений определена не только Налоговым Кодексом РФ, но и КоАП РФ, а за серьезные деяния – УК РФ. Разнообразие наказаний обусловлено таким же разнообразием нарушений, а также различной степенью их тяжести и размером нанесенного государственному бюджету ущерба.

Привлечь нарушителя за противоправные деяния в сфере фискального законодательства возможно только по решению ИФНС или суда. Наказать могут:

  • организацию;
  • ИП;
  • физлицо, если на момент нарушения ему исполнилось полных шестнадцать лет (ст.107 НК РФ).

От категории виновного лица зависит и то, суд какой инстанции будет рассматривать дело:

  • для предпринимателей и организаций – арбитражный суд;
  • для физических лиц – суд общей юрисдикции.

Для того, чтобы компанию, предпринимателя или частное лицо признали виновным, должны одновременно соблюдаться следующие условия:

  • основание в виде актуальной законодательной базы;
  • доказанный факт совершения противоправного действия;
  • оформленное решение уполномоченного органа о наложении взыскания или наличие признаков налогового преступления, установленных вследствие оперативных мероприятий

Кроме того, важным условием является соблюдение срока исковой давности: привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения допустимо только в течение трех лет со дня его совершения (п.1 ст. 113 НК РФ), за исключением уголовных преступлений. При проступках, подпадающих под ст.120 (грубое нарушение правил ведения налогового учета) и 122 НК РФ (неуплата налогов, сборов, страхвзносов), трехлетний срок отсчитывается со дня, следующего за окончанием отчетного периода. Если нарушение классифицируется как уголовное преступление, то срок давности по нему может увеличиваться до десяти лет.

Что может повлиять на смягчение или ужесточение наказания

В случае с фискальными нарушениями, как и в отношении любых других нарушений закона, действует принцип «незнание закона не освобождает от ответственности». Поэтому меры взыскания к нарушителю применяются независимо от того, по неосторожности или по ошибке было совершено действие, или же это было сделано намеренно, из корыстных побуждений.В первом случае наказание может быть назначено в более мягкой форме: в виде предупреждения, если это допускается соответствующей статьей, или в размере нижней пороговой суммы штрафа. В случае, если будет доказан умысел нарушителя, наказание будет строже: более высокая сумма штрафа (но в рамках установленных лимитов по каждой статье) или даже лишение свободы, если нарушение содержит признаки уголовного преступления. Однако, не допускается наложение наказания за одно и то же нарушение дважды (ст.108 НК РФ).

Тем не менее, существует ряд обстоятельств, которые могут смягчить наказание минимум вдвое, особенно если проступок совершен лицом впервые (п.3 ст.114 НК РФ). Перечень таких причин приведен в п.1 ст.112 НК РФ:

  • серьезные семейные или личные проблемы;
  • сложные материальные условия, в которых находится нарушитель;
  • нарушение совершено под воздействием угрозы или в силу служебной или материальной зависимости;
  • иные обстоятельства, на усмотрение суда, которые можно принять в качестве смягчающих вину.

Чтобы воспользоваться допустимым законным вариантом смягчения наказания, виновному лицу необходимо будет самостоятельно предоставить суду доказательства, свидетельствующие в его пользу. Суд же вправе на свое усмотрение посчитать их существенными либо не влияющими на тяжесть совершенного проступка.

Однако, законом оговорено и обстоятельство, способное повлиять на ужесточение наказания. Оно указано в п.2 ст. 112 НК РФ: размер денежного взыскания может увеличиться на 100% в отношении лица, которое ранее уже совершало подобное нарушение и понесло за это ответственность. Повторное действие расценивается как злостное нарушение и влечет двойное наказание.

По некоторым статьям УК РФ положено освобождение от наказания для лиц, которые впервые совершили проступок и погасили весь ущерб (п. 3 ст. 198, п. 2 ст. 199, п. 2 ст. 199.1 УК РФ). При этом погашение ущерба должно быть осуществлено до вынесения судебного приговора.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, ответственность за фискальные нарушения может попадать под сферу применения разных кодексов: НК РФ, КоАП или УК РФ. Применение соответствующей статьи зависит от категории налогоплательщика, размера ущерба и вида нарушения. В некоторых случаях наказания можно избежать, если заранее ликвидировать последствия нанесенного государству ущерба. Если же допущен рецидив по какой-либо статье, то это будет расценено как отягчающее обстоятельство и виновный понесет более суровое наказание – максимально возможное по инкриминируемой статье.

Источники

Административный кодекс налоговые правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here